Отец и его почти уже взрослый сын живут вдвоем. Отец разъезжает по стране, выступая на радио и проводя для малограмотных крестьян семинары, в рамках которых проповедует весьма сомнительные вещи. Чем зарабатывает приличные деньги. В поездки он часто берет с собой сына, чтобы тот ему помогал, бумажки посетителям семинаров раздавал. В школе парень не учится, со сверстниками не общается, только разглядывает грустно страничку какой-то девицы в социальной сети в свободное время. Никакой социализации, никаких иных радостей, да и перспектив, честно говоря, никаких. Вдобавок их дом грозится отобрать за долги банк. Хотя средства-то на погашение вроде бы имеются. Но тут дело даже не в принципе, а в твердости ошибочных убеждений.
Есть в Америке такое движение «суверенных граждан». Это примерно как наши, допустим, «живые люди» или «граждане СССР». Индивиды, уверовавшие в теории заговора так глубоко, что глубже уже некуда. Они считают, что все вокруг их обманывают, и на основании этого отвергают какие-либо связи с государством, пытаясь существовать по выдуманным законам. Что выливается в проблемы всякий раз, когда приходится вступать во взаимодействие с органами власти. В результате даже самая безобидная, казалось бы, ситуация рискует для них обернуться катастрофой. Тормознет такого «суверенного гражданина» гаишник, попросит водительское удостоверение предъявить. А тому и нечего предъявить, потому как не признает он необходимости обладания таковым. И давай чего-то доказывать, на несуществующие документы ссылаться и так далее.
Понятно, что жить так – довольно тяжело. Но насколько тяжело? И зачем тогда кто-то так живет? Озвученным вопросам и посвящен фильм «Свободные люди», в котором мы видим столкновение двух реальностей – вымышленной и условно невымышленной – глазами обычного подростка, пребывающего в состоянии мощнейшего когнитивного диссонанса. С одной стороны у него капитально свихнувшийся (не без причины) отец, видящий мир в не совсем, мягко говоря, обычном свете и это видение навязывающий окружающим, в первую очередь – собственному отпрыску. С другой стороны – собственно, этот самый мир, оказывающийся внезапно совсем не таким, каким его видит отец. Но тоже свихнувшийся (и тоже не без причины, надо сказать). Что с этим делать – решительно непонятно, и в том заключается трагедия. Причем трагедия не конкретного героя, а вообще.
Молодого человека с диссонансом играет Джейкоб Тремблей – тот умилительный пацан из «Комнаты» с Бри Ларссон и «Хищника» 2018 года, заметно подросший с тех пор, но таланта, как видно, не растерявший. В роли поехавшего бати – Ник Офферман, вкладывающий в этот образ неистового борца с системой столько страсти и энергии, что хоть телефон от экрана заряжай. Но есть в фильме еще одна пара важных персонажей: старый опытный коп (Деннис Куэйд) и его потомок, готовящийся поступить на службу. Они, стало быть, являются, как раз яркими представителями той системы, борьбе с которой герой Оффермана приносит в жертву себя и своего единственного близкого человека. Однако если взгляды на устройство реальности за скобки вынести, то существенных различий меж ними практически нет. В обоих случаях отношения между отцом и сыном сводятся к насаждению определенных взглядов. Что в обоих случаях ведет к печальному финалу, отсылающему к известной работе И.Е. Репина.
Картина вырисовывается невеселая. Ошибочные убеждения передаются из поколение в поколение и образуют целые системы подавления, от несправедливости которых отдельные субъекты начинают придумывать собственные ошибочные убеждения и распространять их, в том числе передавая младшим поколениям, и так образуются новые системы, неизбежно вступающие в конфликт с системами, в итоге ставшими легитимными. Те же «граждане СССР» простыми обывателями (теми, кто о них хотя бы слышал) воспринимаются в лучшем случае как кучка сумасшедших. Автор фильма «Свободные люди» Кристиан Суигал предлагает присмотреться к ним повнимательнее, а присмотревшись, проникнуться сочувствием. Ведь это ж как надо разочароваться в государственных институциях и в жизни в целом, чтобы такой толстой стеной из завиральных идей от всего этого отгородиться.
Когда-то Хэппи Гилмор (Адам Сэндлер) был рабочим, уборщиком, охранником, заправщиком и сантехником. Ну и хоккеистом вдобавок. Потом из хоккеистов он…
Он заставил нас поверить в инопланетян и помог приобщиться к творчеству Чарльза Буковски. Исследовал тему физической близости и сам чуть…
В этом году «Российская креативная неделя» (РКН) пройдет в Москве с 25 по 27 сентября в Национальном центре «Россия». Три…
Маяк – мощнейший символ, который кинематографисты по всему миру давно взяли на вооружение. Причем символ скорее зловещий, вопреки прямому назначению…
Шарлиз Терон обладает редким актерским диапазоном, что позволяет ей одинаково убедительно воплощать совершенно разных персонажей. Актриса с легкостью переходит из…
Хмурая наследница семейки Аддамс собрала рекордную аудиторию на Netflix – сериал о ней уступил по просмотрам разве что «Игре в…