Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Свободная касса: Что такое дистрибьюция и как устроен прокат фильмов во всем мире

Свободная касса: Что такое дистрибьюция и как устроен прокат фильмов во всем мире

12 марта 2020 /
Свободная касса: Что такое дистрибьюция и как устроен прокат фильмов во всем мире
Иллюстрация: Валентин Ткач

«КиноРепортер» раскрывает, как прокатчики определяют даты премьер, противостоят конкурентам и идут на жертвы ради выигрыша и прибыли.

Под загадочным словом «дистрибьюция» подразумеваются планомерные усилия, чтобы картину посмотрели не только ее создатели. Обычно дистрибьютор (он же прокатчик) выкупает права на произведение по фиксированной цене или процент от сборов на срок до 15 лет. Иногда — еще на стадии сценария, чем помогает финансировать будущий фильм.

Готовое кино показывают представителям кинотеатров и договариваются об условиях показа. В то же время дистрибьютор отвечает и за маркетинг проекта: реклама в СМИ и интернете, постеры, флаеры и так далее.

Кинотеатрами дистрибьюция не исчерпывается. Отработав свое на больших экранах, фильм отправляется в тот же интернет, на ТВ и (пока еще) DVD и Blu-ray. Обычно — через 3–4 месяца, чтобы картина не соперничала сама с собой.

Однако независимые фильмы могут в качестве эксперимента запускаться на разных платформах одновременно, что вызывает гнев кинотеатров и часто закрывает их двери перед такими проектами. И все же, в интересах прокатчика, чтобы релизное окно сводилось к минимуму — это позволяет продвигать фильм в едином порыве. Ведь через полгода после кинопроката заново запускать рекламную махину невыгодно.

Иллюстрация: Валентин Ткач

В первой половине ХХ века киностудии владели сетями кинотеатров, где демонстрировали только собственную продукцию. Независимым залам в нагрузку к картинам со звездами впаривали еще кучу второсортных поделок. Президент Paramount Адольф Цукор однажды умудрился пристроить 104 фильма разом. Подобная практика получила название «блокбукинг» и позволяла продавать картины за фиксированную плату, когда их съемки еще даже не начались. Успешный прокат халтуры был головной болью кинозалов, а производители в любом случае получали прибыль.

Конец идиллии положило американское правительство, усмотрев в подобной деятельности нарушение антимонопольных законов. Знаковое дело «США против Парамаунт» в 1948 привело к запрету блокбукинга, а кинокомпании вынуждены были продать свои кинотеатры. Производство фильмов резко сократилось, студии стали избирательнее.Отпущенные на вольные хлеба актеры и режиссеры отправились поднимать телевидение, которое как раз набирало популярность. С этого момента в США начала развиваться независимая дистрибуция. Но блокбукинг до сих пор практикуется прокатчиками — в тех странах, где это не запрещено, и небольшими пакетами, чтобы не провоцировать законодательные инициативы.

Современные крупные студии располагают собственными прокатными подразделениями, что позволяет им загребать повышенную долю сборов и косвенно контролировать кинотеатры. Более того, у них есть офисы в других странах для дистрибуции на национальных рынках.

Иллюстрация: Валентин Ткач

В некоторых случаях местные компании берутся за распространение всей студийной продукции скопом за агентское вознаграждение (например «Централ Партнершип» сотрудничают с Paramount Pictures и Lionsgate, а «Каро» — с Warner Bros). Всего в России оперируют пять мейджоров, связанных с голливудскими компаниями, и пара дюжин независимых прокатчиков.

Иногда домашним прокатом занимается одна компания, а международным — другая (или много независимых дистрибьюторов). Это помогает снизить риски и разделить финансовое бремя.

Конфигурации контракта между прокатчиком и кинотеатрами встречаются самые разные, но обычно последние забирают себе примерно половину выручки от проданных билетов. Хотя в США в премьерный уикэнд на блокбастерах 90% дистрибьютор отхватывает себе . В последующие недели соотношение выравнивается в пользу владельцев залов, но прибыль они получают скорее за счет баров, накачивая зрителей попкорном и газировкой.

Российский прокатчик может накупить авоську кинолент на международном кинорынке за фиксированную плату (обычно от 10 тыс. долларов). Но это актуально для независимого фестивального кино в ограниченном прокате. Если аппетиты выше, дистрибьютор вынужден делиться кушем с производителем и международными сэйлс-агентами.

В США большие студии-мейджоры со всех лент, что они выпускают и сами производят, стригут до 30% дистрибьюторского сбора и компенсируют затраты на рекламу. Оставшееся делят между производителями, инвесторами, продюсерами и другими участниками процесса, у которых в контракте есть проценты от сборов.

Иллюстрация: Валентин Ткач

Но и тогда дистрибьютор может всех убедить, что картина убыточна, сославшись на рекламные расходы, которые не афишируются, но неизменно внушительны. В случае с блокбастерами маркетинговый бюджет сопоставим с производственным, а на картинах поскромнее и вовсе перекрывает его в несколько раз.

Роль рекламы нельзя недооценивать. «Приключении Паддингтона 2» в США должна была прокатывать компания Харви Вайнштейна, но после всех скандалов правообладатели сочли, что это не лучший выбор для детского фильма, и экстренно продали права Warner Bros за 32 млн долларов. «Фильм здорово выступил на всех территориях, кроме американской, — сетует глава прокатного подразделения компании Тоби Эммерих. — Потому что мы выпустили ее почти сразу после покупки. Это показывает, как важно иметь время правильно разрекламировать проект».

Даты выхода блокбастеров столбятся задолго до начала производства и на много лет вперед, чтобы зарезервировать самые кассовые дни. Юридически никто не запрещает другим фильмам выходить в те же дни — это просто вопрос здравого смысла. В 2016 году «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» метил на 6 мая, но когда ту же дату облюбовал Капитан Америка с «Первым Мстителем: Противостояние», Бэтмен заторопился в март.

Составление графика релизов превратилось в целую науку. Аналитики ломают голову в стратегических поисках лучшей даты, а потребители наслаждаются изобилием вариантов: фильмы теперь конкурируют не только между собой, но и со стриминговыми сервисами, чьи премьеры необходимо тоже учитывать.

Неподходящее время выпуска грозит плохими сборами даже отличным картинам. «Нас кинули с датой релиза «Агентов А.Н.К.Л.», так что я беспокоюсь о сроках выхода, — делится горьким опытом Гай Ричи. — У вас есть хороший фильм, но если у вас нет удачной даты выхода, то вы попадаете во всевозможные неприятности».

Дистрибьюторам приходится экспериментировать с неочевидным временем. «Не так давно было всего два сезона — Рождество и лето, — жалуется Эдриан Смит, президент домашней дистрибьюции Sony. — Теперь мы используем весь календарь». Обращают внимание и на культурные события. «Тренер» Данилы Козловского снимался к Чемпионату мира по футболу в России, но вышел весной, потому что во время самих матчей болельщикам не до кино.

У местных органов власти свой взгляд на сетку релизов. Отечественный Минкульт периодически подвигает зарубежную продукцию, чтобы расчистить дорогу для российских проектов. А в Китае отдел пропаганды Компартии может выжечь из сетки релизов все голливудские блокбастеры на несколько недель во время национальных праздников.

Дистрибьютор изучает рынок и прикидывает, в каком количестве копий должна выйти картина (блокбастеры в США претендуют сразу на несколько тысяч экранов). Сейчас копии уже не пленочные, а цифровые — DCP (Digital Cinema Package). Как правило, они доставляются в кинотеатры на жестких дисках. Накануне премьеры высылается цифровой ключ KDM, расшифровывающий содержимое, — предосторожность от пиратства. Изготовление DCP по всем правилам стоит в районе $1000–3000. Впрочем, система с дисками уже устарела — для передачи DCP стараются использовать интернет и сервера кинотеатров.

Иллюстрация: Валентин Ткач

За планирование репертуара отдельных кинотеатров отвечают букеры со стороны прокатчика и владельца зала. Вместе они выясняют, «чье кунг-фу сильнее», и составляют сетку, договариваясь о времени и количестве сеансов, чтобы у зрителя была альтернатива, а не один и тот же хит каждый час.

Обычно кинотеатры арендуют фильмы на месяц и продлевают соглашение по ситуации. Букеры контролируют заполняемость сеансов и корректируют к субботе общее расписание. В этом плане в России удобно, что премьеры по четвергам, — к выходным проще оценить зрительский интерес. Репертуарный план формируется на месяц вперед, максимум — на три. Из-за перенасыщенности рынка современные картины, как правило, быстро выгорают, собирая треть всего заработка уже в первый уикэнд.

От сильной независимой дистрибуции зависит и выживание нестудийного кино. Предпродажи на кинорынках еще не снятых фильмов помогают продюсерам их закончить. Сразу же деньги продюсер скорее всего не получит, но с пачкой предварительных соглашений он может пойти к потенциальным инвесторам. Увидев, что картина продана на весь мир, те охотнее расстанутся со средствами.

Но скоро кинотеатры и независимые прокатчики столкнутся с проблемами. В ноябре 2019-го заскучавшее Министерство юстиции США решило отменить запрет 70-летней давности на блокбукинг и снова разрешить студиям свои кинотеатры. До вступления новых правил в силу назначен подготовительный период в 2 года.

Аналитики пророчат слияние студий с крупными сетями кинотеатров и исчезновение независимого проката. В залах будут идти лишь блокбастеры, а остальное кино утечет в стриминг. Впрочем, некоторые не теряют оптимизм. Ричард Лорбер, глава артхаусного дистрибьютора Kino Lorber, так оценивает перспективы: «Наши независимые площадки гибки и напористы и сами устанавливают свои территориальные правила. Поскольку они близки к своим клиентам, которые являются подписчиками или членами кинотеатральных сообществ, их не запугать. Им не нужно соглашаться на дерьмовые фильмы, чтобы заполучить предположительные блокбастеры, которые они обычно не больно-то и хотят».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: