Светлана Немоляева — знаменитая киноактриса, однако ее сердце всегда принадлежало сцене: с тех пор как весной 1959 года ее зачислили в труппу московского Театра им. В. Маяковского, она никогда ему не изменяла. Специально для «КиноРепортера» Светлана Владимировна, отмечающая в апреле юбилей, рассказала о тонкостях своей профессии.
Главное правило актерской профессии – всегда оставаться собой. Это сложная вещь, и я ее не сразу поняла. Этот постулат впервые прозвучал в моей жизни, когда главным режиссером нашего театра стал Андрей Гончаров. Охлопков (Николай Охлопков – советский актер и режиссер, в 1943–1967 годах возглавлявший Театр имени В. Маяковского, – КР) постоянно повторял: «Будьте всегда разными, в каждом человеке 12 молодцов, которые проявляются по-разному». А когда пришел Андрей Александрович, все стало по-другому. Он был очень эмоциональный, громко кричал из зала во время репетиций и всегда повторял: «Ничего интереснее, чем вы сами, на свете нет. Не то, что вы себе придумали или где-то подглядели, а то, как реагируете на предлагаемые обстоятельства, данные автором. Надо найти в себе эту непосредственность».
Оставаться собой было для меня особенно важным, когда мне дали роль Сары Бернар в пьесе «Смех лангусты» Джона Марелла. Когда начались репетиции, Гончаров сказал: «Не пытайтесь копировать великую Бернар. Никто вам не поверит. Играйте себя в предлагаемых обстоятельствах. Вы сама актриса, а проблемы и самой маленькой, и великой артистки в принципе одни и те же: обе просто хотят работать».
Роль моей жизни – это Бланш Дюбуа в «Трамвае «Желание» Теннесси Уильямса. Гончаров пришел к нам в 1967 году и принес две пьесы – «Трамвай» и «Человека из Ламанчи». Он всегда повторял: «Я ставлю один спектакль разных авторов – борьбу духовного с бездуховным». В 1951 году вышла экранизация с Марлоном Брандо и Вивьен Ли. Когда Лоуренс Оливье, муж Вивьен, прочел пьесу, то был категорически против, чтобы она снималась в этом фильме. Он боялся, что это плохо повлияет на ее психику. Ли не послушалась и попала-таки после съемок в психиатрическую больницу. Мы все знали эту историю. Андрей Александрович показал нам картину лишь после премьеры. Спектакль уже шел с невероятным успехом, а он все кричал мне из зала: «Она, а ты нет».
Я тоже заболела, у меня образовался узел на связке, это грозило параличом. Еще страшно похудела. Эта роль меня убивала. «У вас никогда в жизни такого не будет», – орал Гончаров. И это правда. Бланш стала для меня и Голгофой, и счастьем, и горем. Потому что надо каждый раз решаться идти на 4 часа слез, разрыва сердца, страданий, крика, ужаса. Ты ведь постоянно думаешь о вещах, которые ужасно ранят, чтобы выдать эмоцию. Специально втыкаешь себе кинжал в сердце.
Начинался спектакль с незатейливой польки, а у меня комок подступал к горлу: «Не плакать! Тебе еще несколько часов реветь». И ничего не могла с собой сделать. И так 4 часа. Такая была отдача. За 2–3 дня до представления постепенно входила в тот мир, жить обычной жизнью было невозможно.
В кино я впервые снялась в 7 лет – в «Близнецах» Константина Юдина. В 20 лет сыграла Ольгу Ларину в фильме Романа Тихомирова «Евгений Онегин». Но хотя до него я успела сняться в одиннадцати лентах, кинематограф для меня открыл Эльдар Рязанов. Сначала он пробовал меня в «Гусарскую балладу», с «Иронией судьбы» у нас тоже не сложилось. А потом случился «Служебный роман». Роль простая, хотя и со своей драмой, – явно не Бланш Дюбуа. И исполнить ее можно было по-разному: какая-то тетка пристает к мужчине… Я придумала женщину страдающую, но целомудренную. Потому что моя героиня никогда не ушла бы от мужа, не бросила бы детей. Она просто вспомнила свою молодость…
Снимали картину с конца. В мой первый съемочный день делали последний эпизод, когда я говорю герою Олега Басилашвили: «Отдай мои письма, я больше тебе писать не буду». После первого дубля Рязанов отвел меня в сторону и очень деликатно сказал: «Ты не в театре, не надо работать на галерку, чтобы там было слышно. Скажи просто». И мое сердце все впитало… Вечером позвонила жена Эльдара и сказала, что он очень доволен.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…