Фото: AP/ТАСС
Талант, красота и работоспособность этой восхитительной женщины достойны всех возможных похвал. Режиссер и сценарист Светлана Дружинина активно делится с многочисленными поклонниками в соцсетях не только своими творческими достижениями, но и житейскими. К 90-летию народной артистки России «КиноРепортер» вспоминает ее мастер-класс.
Продолжение «Гардемаринов» было задумано достаточно давно, но актуальности ему прибавили события на Украине и сакраментальный вопрос: «Крым наш?» Картина отвечает на него положительно, и дело тут совсем не в политике. Потому что это история: 14 октября 1787 года турки напали на Крым с моря, пытаясь овладеть местечком Кинбурн. Сейчас там американцы собираются создать свою военную базу. Это стратегическая точка, и именно здесь Суворов одержал победу над турками, вошедшую в историю как Кинбурнская баталия. Этим событиям и посвящены «Гардемарины 4».
Все, что со мной произошло, что сделало меня такой, какая я сейчас, можно рассматривать как случай. Но когда оборачиваюсь назад и вспоминаю события, которые вели путем поражений и побед, выясняется, что ничего случайного не было. Полагала, что буду танцевать в Большом театре характерные танцы. Сломала руку, и, чтобы скрасить мою печаль, мне дали возможность вести выпускной концерт училища Большого театра. Его транслировали по ТВ, и надо ж было, чтобы в этот момент Самсон Самсонов включил телевизор и сказал: «Эта девочка мне нужна!» Ему сообщили, что я не артистка, но его это не остановило. Так я попала на одну из главных ролей в картину «За витриной универмага» и ушла в кинематограф, совершенно туда не стремясь. Это было в 1955 году.
Я пошла поступать во ВГИК во многом благодаря Алексею Каплеру – писателю, сценаристу, ведущему популярнейшей телепрограммы «Кинопанорама», куда он меня впоследствии многократно приглашал. Именно Каплер был одним из первых моих учителей в мире кино. Чтобы выдержать экзамен, надо было выучить всего 16 строк из Лермонтова – «За все, за все тебя благодарю я…» Когда меня буквально впихнули в аудиторию, я увидела в приемной комиссии Тамару Макарову и разволновалась. А она стала меня расспрашивать, почему я здесь, почему не в балете? Я отвечала, показывая в танце, как все было у нас в хореографическом. В результате весь экзамен пропела и протанцевала. А 4 сентября выяснилось, что я принята на актерский факультет.
Сцена Большого приучила меня ничего не бояться. На съемках я даже не знала, где камера. Мне клеили на полу крестики, по которым я должна была ходить и говорить на каждом определенные фразы. Но из-за своего темперамента я постоянно их проскакивала. Я не играла, у меня все по правде – это и смешно, и трогательно. Органика или есть в человеке, или ее нет. Возможно, во мне она была наработана и цирком, и балетом, я все время была на людях.
Я никогда не хотела быть актрисой. Я бы и как танцовщица на сцене недолго продержалась. Отработала бы три года, чтобы оправдать затраты государства на мое обучение, а потом обязательно ушла бы учиться на балетмейстера в ГИТИС. И когда поступала на актерский, мне больше нравилась режиссура. Частенько сбегала слушать уникальные лекции Козинцева, Роома и Трауберга. Ну и Сергея Аполлинариевича Герасимова, разумеется. По окончании я ровно три года отработала, много снималась. А на режиссерском факультете училась в мастерской Игоря Таланкина. Это был первый раз, когда разрешили набирать иностранцев, но женщин было всего две – я и мексиканка Мерибель, которая сбежала, не доучившись. Тогда было очень мало женщин в режиссуре.
У меня было много красивых поклонников. И сама голову теряла. Но совершенно неожиданно длинноногий Толечка Мукасей меня «выходил». Я ему так и говорила: «Ты меня развеселил!» У него удивительное чувство юмора, он невероятно обаятельный. Он всегда был рядом и постоянно меня снимал на свой фотоаппарат – белое на белом, черное на черном… Мы вместе играли в волейбол, объездили все творческие вузы страны. И выяснилось, что он незаменим. Анатолий так тихо-тихо, как тигр в зарослях, крадется за своей добычей, а потом делает прыжок – и все. Добыча в его руках.
Муж любит порой пококетничать, ему, как и всякому, нравится нравиться. Но как только кто-нибудь слишком сближается, он тотчас исчезает… как тигр. Особенно мы любим наши даты. Никого никогда не приглашаем, порой идем в ресторанчик с хорошей едой или берем бутылочку шампанского, коньячку и счастливы вдвоем. И поболтаем, и помолчим, и посмеемся. И даже если в жизни случаются трагические ситуации – значит, так и надо, если Бог послал. Просто сложился союз сердец. И слава Богу, что профессионально мы в тандеме.
На съемочной площадке не режиссер бог – там оператор самый главный. Потому что без режиссера Мукасей и сам все снимет, спросит лишь, какое в сцене состояние актерское. А вот без оператора кино не получится. Не представляете, что у нас порой происходит на съемочной площадке… Кажется, рассорились навсегда, дальше развод. Ничего подобного. Придем домой и расцелуемся. Мы никогда не предадим друг друга, всегда найдем компромисс и примем общее решение.
Я снимаю историческое кино не потому, что я что-то популяризирую, а потому, что каждый должен знать свои корни. И я не случайно работаю по историческим документам, собранным великолепным нашим философом Сергеем Соловьевым в «Истории России с древнейших времен». На это меня подсадил еще Каверин с его «Исполнением желаний» (режиссерский дебют Светланы Дружининой 1974 года по одноименному роману Вениамина Каверина, – КР). Мы – самая прекрасная страна в мире. Мне хочется всем рассказать, что есть время и люди, которые это доказывают. И конечно же, все «Гардемарины» – это исторические документы.
Еще в балетной школе научилась спать на спине, положив под шею валик, а это главная поза расслабления в медитации. В 1970-е в Москве появилась клиника, которую сейчас назвали бы тренингом «Внуши себе уверенность». Это были на самом деле первые занятия йогой. Мы занимались дыханием, движением. Многие туда наведывались. Михаил Казаков рассказывал: «Я однажды решил, что сошел с ума. Потому что мне явилась Пиковая дама и погрозила мне пальчиком. Я открыл глаза и подумал – видимо, я медитирую».
Андрей Тарковский всегда говорил: «Как можно работать в городе? Здесь столько слоев, которые мешают». У него были свои психологи, которые помогали ему и в жизни, и на съемочной площадке. Хотя я считаю, что во время работы этим увлекаться нельзя. Лучше пусть актер работает профессионально, не надо его вводить в состояние транса. Недопустимо, чтобы он после вас попал в больницу, как это случилось в свое время с Алексеем Петренко после съемок в «Агонии». Нельзя людей с гибкой психикой подсаживать на всевозможные приемы. Это грешно.
Иногда кажется, что потерпел поражение, позже понимаешь – это была победа. Только время покажет. В этом есть мистический смысл. Я не считаю себя какой-то особенной. Совершенно нормальный человек, одержимый своей идеей. Сейчас это «Гардемарины 4» и «Гардемарины 5».
Ранее мы рассказывали о режиссерах, которые критически относятся к внедрению генеративного ИИ в креативные процессы. А теперь приведем яркие примеры…
Николас Кейдж в роли Иосифа, который пытается воспитывать еще совсем юного Иисуса Христа, – это сразу заявка на успех и…
Голливудского режиссера Роба Райнера и его жену Мишель обнаружили мертвыми в их доме в Лос-Анджелесе. Полиция нашла тела супругов с…
15 декабря отмечает юбилей брутально-сентиментальный, харизматичный и невероятно энергичный Юрий Колокольников. Талантливому артисту, чья фильмография превышает сотню ролей, исполняется 45…
Русские богатыри приходили в кино не по графику, а по запросу времени. В одни годы зрителям требовался масштабный миф, и…
Московский Губернский театр подготовился к встрече праздников заранее – новогодняя кампания на его подмостках стартует 26 декабря. Юных гостей театра…