Автор сериала «Чики» и Елена Яковлева создали драму, которая очаровала не только жюри, но и зрителей.
То, что фильм Антона Коломейца не останется без приза, стало понятно, как только в выборгском кинозале включили свет. Аплодисменты не стихали долго, да и в рейтинге критиков картина сразу заняла одну из лидирующих позиций. Награда журналистов в итоге ушла другому конкурсанту, зато «Свет» получил главный приз «Выборгского счета» и особое упоминание от жюри за лучший актерский ансамбль. «КиноРепортер» подробно рассказывает про драму, в которой Елена Яковлева играет сотрудницу социальной службы, чья жизнь навсегда изменилась в конце 1970-х.
Действие «Света» разворачивается в двух временных плоскостях. В 2020-х Татьяна Сергеевна (Елена Яковлева) готовится к юбилею и даже не думает забывать о повседневных делах: заботится о подопечных и переживает за взрослого сына, который вот-вот приедет на праздник. В конце 1970-х она же (Дарья Коныжева) проводит последнее школьное лето с одноклассницей Мариной (Милана Владыкина). Это дружба взахлеб – девочки называют себя именами друг друга, ходят в кино, мечтают о поступлении в институт и новых туфлях. А еще обмениваются невыполнимыми обещаниями – со свойственной молодости серьезностью. Навсегда – значит навсегда.
Взрослая жизнь вторгается в эти нежные отношения неожиданно: Марина переживает первую любовь, настолько сильную, что не может с ней справиться. Плохо и подруге, которая не понимает, почему ее внезапно оставили одну. Дача, речка, посиделки у костра сменяются четырьмя стенами – Таня и рада бы вырваться, но некуда и не с кем.
То, с какой филигранной точностью Антон Коломеец («Четыре женщины», «Чики») выстраивает женские характеры, потрясает не меньше, чем игра ведущих актрис. Юные героини «Света» живые и настоящие, им не мешает ни закадровый голос, который мог бы похоронить любой другой фильм, ни витиеватые фразы, вроде бы чуждые девушкам, стоящим на пороге жизни. В глазах и жестах – отчаянная любовь и тоска, невысказанная обида, желание вернуть все, как было. Они много плачут и кричат, но это выражение чувств не выглядит наигранной драмой.
Взрослая Татьяна, напротив, отчуждена. Жизнь окружающих ей куда интереснее собственной боли, которую она упорно не желает проживать, от которой прячется за эмпатией и бесконечными попытками уберечь от плохого. Режиссер частично списывал героиню со своей матери, и дополнительной глубины его истории придают именно эти точки пересечения. «Другим, а не себе» – лейтмотив, за которым всегда кроется слишком многое.
Весь сюжет укладывается в два предложения, но дьявол прячется в деталях – в спокойном темпе «Света» чувствуется тревога, а эмоциональная пружина сжимается сильнее, чтобы резко распрямиться в финале. Казалось бы, не то время и место – гости, новое платье, праздничная музыка, – но все вело именно к этому моменту. И преследование случайного знакомого, и назревшая ссора со взрослым сыном (закольцовывается универсальный конфликт поколений), и выхваченная фраза про уходящий неизвестно куда свет.
Особенно по душе победитель «Выборга» придется любителям телевизионных драм. Здесь такое же неспешное, но проработанное развитие сюжета, душевно-надрывное музыкальное сопровождение и приятная советская эстетика – отпечаток молодости, не омраченный взрослыми проблемами и тревожным ожиданием. Еще один плюс – отсутствие чернухи. И это при том, что работа со стариками сопряжена с определенными трудностями – и физическими, и моральными. Конечно, неизбежное случается. Но на то она и жизнь.
Комментарии