Статьи

Эксперименты, классика и трэш: Любимые фильмы режиссера Рашида Нугманова

«Человек с киноаппаратом»

Реж. Дзига Вертов, 1929

«Жизнь врасплох», «кино-глаз», кинематограф без помощи сценария, литературы и театра — все эти принципы гениального первооткрывателя-документалиста в полной мере нашли свое отображение в моем фильме «Йя-Хха». С одной разницей: я перенес их из документального кино в игровое. Вот почему многие ошибочно принимают «Йя-Хху» за документальный фильм. Однако все там — постановка, за исключением двух репортажных кадров и экрана телевизора.

«Семь самураев»

Реж. Акира Куросава, 1954

Современное прочтение исторических сюжетов. Тончайший эклектизм, заметный только внимательному глазу и уху. Отображение канонических историй шекспировского калибра, к которым возвращаешься снова и снова, сквозь годы — и в будущем, уверен, сквозь столетия. Мой «Дикий Восток» в ряду многих интерпретаций, которые были, есть и будут. Нетленка.

«На последнем дыхании»

Реж. Жан-Люк Годар, 1959

Водораздел в кинематографе. «Отныне существует кино до и после Годара» — полностью разделяю это мнение. Во, всяком случае, для меня это именно так. Нет другого режиссера, который настолько кардинально перевернул бы мое представление о природе «седьмого искусства». Его влияние пронизывает все мои работы, особенно «Иглу» — прямой годаровский выкормыш. Как и термин «казахская новая волна», который я просто скопировал с «французской».

«Фотоувеличение»

Реж. Микеланджело Антониони, 1966

Когда некоторые критики сравнивали мои кадры с образами Антониони, я, разумеется, не жеманился и не возражал. Влюбился с первого взгляда в его неторопливый, отстраненный, сдержанный стиль, в его ритм, построение мизансцены, манеру работы с актерами. Деликатес.

«Амаркорд»

Реж. Федерико Феллини, 1973

Впервые увидел этот фильм еще будучи студентом архитектурного факультета. Знал и любил Феллини и до этого, но тут сразу загорелся идеей снять ретро-фильм о собственном детстве, стилягах и хулиганах 60-х. Неосуществленный сценарий «Король Брода» и воплощенный на экране персонаж Моро (главный герой «Иглы» — прим. «КР») именно оттуда. Есть жизнь врасплох, есть минимализм, есть революция и вызов, но Феллини — это жизнь, бьющая через край. Это сбежавшее молоко, когда тебе хочется не выключать огонь, а любоваться, как оно пригорает на плите.

«Дикие сердцем»

Реж. Дэвид Линч, 1990

Люблю все творчество Линча, но открыл его для себя именно с этого фильма. Потом заворожат и «Синий бархат», и «Голова-ластик», и «Твин Пикс», и «Человек-слон», и «Малхолланд Драйв», и все остальное. Сюрреалист и шаман номер один в современном кинематографе, Дэвид Линч в некотором смысле олицетворяет для меня ренессансного «универсального человека», насколько это возможно в наше время: режиссер, сценарист, художник, фотограф, музыкант, философ.

«Матрица»

Реж. Сестры Вачовски, 1999

Другой пример открытия постфактум. В 1990 году, еще при жизни Виктора Цоя, мы написали для него сценарий («Цитадель смерти» — прим. «КР») вместе с «отцом киберпанка» и вдохновителем «Матрицы», знаменитым американским фантастом Уильямом Гибсоном. В «Матрице» оказалось все, чего не хватало до этого в экранизации «Джонни Мнемоника»: точное попадание в персонаж Киану Ривза, идеально выстроенная драматургия, инновационные спецэффекты, захватывающее зрелище, стильный изобразительный ряд и естественно интегрированная в сюжет философия. «Матрица», наряду с «Китайским кварталом» Полански, представляет собой идеальный пример для иллюстрации принципов конструкции киносценария в моей системе «Драматикон». Все и одновременно ничего лишнего.

«План 9 из открытого космоса»

Реж. Эдвард Вуд, 1959

Список любимых фильмов можно продолжать бесконечно, но если есть строгое ограничение, то нельзя напоследок не упомянуть и «любовь к козлу». Один из моих кумиров Сальвадор Дали не зря втемяшил мне в голову еще со студенческих архитектурных лет идею о том, что искусство кончается там, где начинается высокий вкус. Да, всем нам травится трэш, но не все имеют смелость в этом признаться. Из моей первой поездки в Америку в 1989 году я привез с собой, среди прочих кассет, набор из трех самых плохих фильмов в истории кино: «План 9 из открытого космоса», «Робот-монстр» (черно-белый сайфай Фила Такера, выпущенный в 1954 году — прим. «КР») — и «Санта Клаус побеждает марсиан» (снятая в 1964-м сайфай-комедия Николаса Уэбстера — прим. «КР»). Первый из них оставил особенно неизгладимое впечатление. Это тот самый случай, когда настолько плохо, что хорошо. Главный урок в том, что невозможно создать что-то выдающееся, если относиться к себе слишком серьезно. Сомнение, наряду со страстью, всегда отличает большого художника. Когда Тим Бертон снял фильм «Эд Вуд» в 1994 году, я стоя аплодировал этой дани великому в ничтожном.

Кинотеатральная сеть «КАРО» проведет показы отреставрированной версии фильма «Игла» в день памяти Виктора Цоя 15 августа. В московском киноцентре «Октябрь» фильм представят и обсудят со зрителями режиссер Рашид Нугманов, сценаристы Бахыт Килибаев и Александр Баранов, актеры Александр Баширов и Марина Смирнова. Билеты на встречу можно приобрести здесь

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

9 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

11 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

12 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

14 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

16 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

19 часов назад