Реж. Дзига Вертов, 1929
«Жизнь врасплох», «кино-глаз», кинематограф без помощи сценария, литературы и театра — все эти принципы гениального первооткрывателя-документалиста в полной мере нашли свое отображение в моем фильме «Йя-Хха». С одной разницей: я перенес их из документального кино в игровое. Вот почему многие ошибочно принимают «Йя-Хху» за документальный фильм. Однако все там — постановка, за исключением двух репортажных кадров и экрана телевизора.
Реж. Акира Куросава, 1954
Современное прочтение исторических сюжетов. Тончайший эклектизм, заметный только внимательному глазу и уху. Отображение канонических историй шекспировского калибра, к которым возвращаешься снова и снова, сквозь годы — и в будущем, уверен, сквозь столетия. Мой «Дикий Восток» в ряду многих интерпретаций, которые были, есть и будут. Нетленка.
Реж. Жан-Люк Годар, 1959
Водораздел в кинематографе. «Отныне существует кино до и после Годара» — полностью разделяю это мнение. Во, всяком случае, для меня это именно так. Нет другого режиссера, который настолько кардинально перевернул бы мое представление о природе «седьмого искусства». Его влияние пронизывает все мои работы, особенно «Иглу» — прямой годаровский выкормыш. Как и термин «казахская новая волна», который я просто скопировал с «французской».
Реж. Микеланджело Антониони, 1966
Когда некоторые критики сравнивали мои кадры с образами Антониони, я, разумеется, не жеманился и не возражал. Влюбился с первого взгляда в его неторопливый, отстраненный, сдержанный стиль, в его ритм, построение мизансцены, манеру работы с актерами. Деликатес.
Реж. Федерико Феллини, 1973
Впервые увидел этот фильм еще будучи студентом архитектурного факультета. Знал и любил Феллини и до этого, но тут сразу загорелся идеей снять ретро-фильм о собственном детстве, стилягах и хулиганах 60-х. Неосуществленный сценарий «Король Брода» и воплощенный на экране персонаж Моро (главный герой «Иглы» — прим. «КР») именно оттуда. Есть жизнь врасплох, есть минимализм, есть революция и вызов, но Феллини — это жизнь, бьющая через край. Это сбежавшее молоко, когда тебе хочется не выключать огонь, а любоваться, как оно пригорает на плите.
Реж. Дэвид Линч, 1990
Люблю все творчество Линча, но открыл его для себя именно с этого фильма. Потом заворожат и «Синий бархат», и «Голова-ластик», и «Твин Пикс», и «Человек-слон», и «Малхолланд Драйв», и все остальное. Сюрреалист и шаман номер один в современном кинематографе, Дэвид Линч в некотором смысле олицетворяет для меня ренессансного «универсального человека», насколько это возможно в наше время: режиссер, сценарист, художник, фотограф, музыкант, философ.
Реж. Сестры Вачовски, 1999
Другой пример открытия постфактум. В 1990 году, еще при жизни Виктора Цоя, мы написали для него сценарий («Цитадель смерти» — прим. «КР») вместе с «отцом киберпанка» и вдохновителем «Матрицы», знаменитым американским фантастом Уильямом Гибсоном. В «Матрице» оказалось все, чего не хватало до этого в экранизации «Джонни Мнемоника»: точное попадание в персонаж Киану Ривза, идеально выстроенная драматургия, инновационные спецэффекты, захватывающее зрелище, стильный изобразительный ряд и естественно интегрированная в сюжет философия. «Матрица», наряду с «Китайским кварталом» Полански, представляет собой идеальный пример для иллюстрации принципов конструкции киносценария в моей системе «Драматикон». Все и одновременно ничего лишнего.
Реж. Эдвард Вуд, 1959
Список любимых фильмов можно продолжать бесконечно, но если есть строгое ограничение, то нельзя напоследок не упомянуть и «любовь к козлу». Один из моих кумиров Сальвадор Дали не зря втемяшил мне в голову еще со студенческих архитектурных лет идею о том, что искусство кончается там, где начинается высокий вкус. Да, всем нам травится трэш, но не все имеют смелость в этом признаться. Из моей первой поездки в Америку в 1989 году я привез с собой, среди прочих кассет, набор из трех самых плохих фильмов в истории кино: «План 9 из открытого космоса», «Робот-монстр» (черно-белый сайфай Фила Такера, выпущенный в 1954 году — прим. «КР») — и «Санта Клаус побеждает марсиан» (снятая в 1964-м сайфай-комедия Николаса Уэбстера — прим. «КР»). Первый из них оставил особенно неизгладимое впечатление. Это тот самый случай, когда настолько плохо, что хорошо. Главный урок в том, что невозможно создать что-то выдающееся, если относиться к себе слишком серьезно. Сомнение, наряду со страстью, всегда отличает большого художника. Когда Тим Бертон снял фильм «Эд Вуд» в 1994 году, я стоя аплодировал этой дани великому в ничтожном.
Кинотеатральная сеть «КАРО» проведет показы отреставрированной версии фильма «Игла» в день памяти Виктора Цоя 15 августа. В московском киноцентре «Октябрь» фильм представят и обсудят со зрителями режиссер Рашид Нугманов, сценаристы Бахыт Килибаев и Александр Баранов, актеры Александр Баширов и Марина Смирнова. Билеты на встречу можно приобрести здесь.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…