Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > Где мы будем есть попкорн: Стриминги против кинотеатров

Где мы будем есть попкорн: Стриминги против кинотеатров

22 января 2022 /
Где мы будем есть попкорн: Стриминги против кинотеатров

Разбирается, является ли взаимодействие онлайн-платформ и кинозалов плодотворным сотрудничеством или речь идет о настоящей войне.

Пандемия изменила расстановку сил в мире кинобизнеса. Стриминговые сервисы перестали казаться обычной альтернативой просмотру фильмов в кинотеатрах. Они превратились в крупнейших участников рынка, диктующих правила игры порой на безальтернативной основе. «КиноРепортер» разбирается, является ли взаимодействие стримингов и кинотеатров плодотворным сотрудничеством или речь идет о настоящей войне.

Время изоляции оказалось идеальной почвой для роста стриминговых сервисов. Еще в ноябре 2019 года, незадолго до вспышки COVID-19 в Китае, в США появились платформы Apple TV и Disney+. В 2020-м заработали стриминги HBO Max, Peacock и Quibi, не говоря уже о давно функционирующих гигантах вроде Netflix, Amazon и Hulu.

Эти сервисы конкурировали в нескольких направлениях – от цены подписки до жанрового многообразия контента. И конечно, тратили баснословные деньги на создание собственных проектов. Так, в 2021 году производственные расходы Netflix составили $17 млрд, а число подписчиков превысило 213 млн. На Disney+ же подписано более 116 млн человек, а ожидаемый прирост к 2026-му составляет еще 168 млн при запланированных ежегодных затратах в размере $14–16 млрд.

Но если стримингам не грозит дефицит популярности, то многие кинотеатры и даже целые сети не пережили закрытие из-за локдауна либо понесли серьезные убытки. В России суммарные кассовые сборы в 2020 году упали на 58,8% по сравнению с 2019-м (22,8 млрд рублей против 55,5 млрд). В США падение вышло еще более сокрушительным – аж на 80% ($11,39 млрд общих сборов в 2019-м и $2,2 млрд в 2020-м).

Тролли
«Тролли. Мировой тур» (2020)

Временное спасение было найдено в системе гибридного проката. После того как студия Universal успешно опробовала это новшество на мультфильме «Тролли. Мировой тур», в декабре 2020-го Warner Bros. объявили о выпуске своих фильмов 2021 года («Дюна», «Матрица: Воскрешение» и других) не только в кинотеатрах, но и на стриминговом сервисе HBO Max.

Против подобного нововведения жестко высказался босс крупнейшей в мире кинотеатральной сети AMC Адам Арон. Он заявил, что Warner сознательно жертвовали значительной долей прибыли своих производственных партнеров для поддержки HBO Max, и заверил, что будет отстаивать бизнес-интересы сети в агрессивной форме вплоть до полного бойкотирования релизов студии.

По пути Warner Bros. попыталась проследовать и студия Disney, выпустив в кинотеатрах и онлайн блокбастер «Черная Вдова». Однако исполнительница главной роли Скарлетт Йоханссон подала на компанию в суд за нарушение условий контракта: размер ее гонорара зависел от кассовых сборов, и она недосчиталась $50 млн прибыли. Представители компании заявили, что Йоханссон уже получила положенную выплату, и упрекнули ее в пренебрежении к вызванным пандемией ограничениям. 

Скарлетт Йоханссон
«Черная вдова» (2021)

Тяжба завершилась в пользу Скарлетт – она обогатилась на $40 млн, причем сотрудничество со студией не прекратила. Следом, пусть и в досудебном порядке, финансовые вопросы из-за синхронного выхода картин уладили Эмма Стоун («Круэлла») и Эмили Блант («Круиз по джунглям»). В итоге Disney отказались от идеи одновременного выпуска своих проектов. Теперь кинотеатральный прокат должен длиться 45 дней до премьеры на стриминге. 

Warner Bros. тоже пострадали от гибридного релиза. Кристофер Нолан окрестил HBO Max «худшим стриминговым сервисом в мире», назвал схему экономически нецелесообразной и переметнулся к студии Universal. 

Нолана поддержал и постановщик «Дюны» Дени Вильнев. Судьба сиквела его фильма зависела от показателей на HBO Max и представлялась весьма туманной. В этом случае все кончилось благополучно: мировые сборы ленты пересекли отметку в $300 млн, и продолжению официально дали зеленый свет. Но с 2022-го Warner Bros. поставят на гибридном релизе крест, создав за год отдельно 12 картин для больших экранов и 12 – для стриминга. Отныне – 45 дней проката и только потом онлайн. Аналогичное решение приняли и в Paramount.

кадр из фильма Дюна
«Дюна» (2021)

То есть на данном этапе война стримингов и кинотеатров в США завершилась в пользу последних. Кинотеатры смогли отстоять необходимую продолжительность прокатного окна, и настойчивость представителей AMC, которые активно участвовали в переговорах со многими студиями, сыграла здесь не последнюю роль.

В России противоборство кинозалов и онлайн-платформ оказалось не столь яростным. Олег Березин, председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров России, считает, что и те и другие вполне способны мирно развиваться. Хотя стремительный взлет популярности онлайн-кинотеатров, безусловно, нельзя игнорировать. 

По итогам 1-го полугодия 2021 года этот рынок по сравнению с аналогичным периодом 2020-го вырос на 40%. Общая выручка составила более 18 млрд рублей, аудитория превысила 65 млн человек. Стриминги не просто демонстрируют снятые ранее фильмы и сериалы, а создают эксклюзивный контент – как, например, Start, Premier, «Кинопоиск HD» и запущенный в апреле 2021-го Kion.

Вампиры средней полосы
«Вампиры средней полосы» (2021), эксклюзивно на Start

Появился и новый тренд: для гарантии востребованности собственных проектов платформы заключают эксклюзивные контракты с популярными у зрителей актерами, режиссерами, студиями. Так, например, Данила Козловский отказал иностранным покупателям ради премьеры своего сериала «Карамора» в России, что ознаменовало начало его стратегического партнерства со Start. Эта компания уже подписала эксклюзивные договоры с Сергеем Буруновым, Климом Шипенко, Дарьей Мороз, Александрой Ребенок, Андреем Бурковским и другими любимцами публики. 

Успехи онлайн-платформ выглядят стабильными, чего не скажешь о кинотеатрах, по-прежнему существующих в крайне непредсказуемых условиях. В сентябре 2021-го сборы отечественных кинотеатров впервые за время пандемии превысили результаты 2019 года – на 2,2% по количеству проданных билетов и на 16,1% по финансовым показателям. А в начале ноября страну настиг новый локдаун. Пусть всего на неделю, но никто не готов предсказать, повторится подобное в ближайшем будущем или нет. 

И все же хочется верить, что грамотная прокатная политика, учитывающая жанровое разнообразие релизов, целевую аудиторию и кассовый потенциал отдельных лент, а также преданность зрителей, не даст кинотеатрам превратиться в пережиток славного прошлого.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: