Страшно смотреть: 13 несправедливо забытых хоррор-сериалов | КиноРепортер
КиноРепортер > Статьи > Сериалы > Страшно смотреть: 13 несправедливо забытых хоррор-сериалов

Страшно смотреть: 13 несправедливо забытых хоррор-сериалов

31 октября 2019 / Дмитрий Соколов
Страшно смотреть: 13 несправедливо забытых хоррор-сериалов

Ужасы на Хэллоуин и длинные выходные от Альфреда Хичкока, Ларса фон Триера и Фредди Крюгера.

«Альфред Хичкок представляет» (1955-1965)

Этот телевизионный проект справедливо считается классикой: перед нами один из первых (если не самый первый) жанровых сериалов, к тому же созданный при непосредственном участии Альфреда Хичкока и насчитывающий десять сезонов. Каждый эпизод — это самостоятельная криминальная история, часто с мистическим или хоррор-компонентом. Хичкок был не только исполнительным продюсером шоу, но также срежиссировал несколько эпизодов (два из них были номинированы на «Эмми»), и обязательно появлялся в начале и в конце каждой новой серии. О популярности телешоу говорит и тот факт, что в 1985-м, ровно через двадцать лет после закрытия, оно благополучно пережило перезагрузку, и продержалось четыре сезона (из-за смерти Хичкока в новой версии использовали архивные видеоматериалы, чтобы сохранить традиционные вступления и заключения в каждом эпизоде). Конечно, сейчас многие сюжеты покажутся банальными, а открыто морализаторский тон сериала вряд ли будет всерьез воспринят новым поколением зрителей, однако для тех, кто хочет больше узнать об истоках хоррора на телевидении, равно как и для желающих оценить работу Хичкока вне кинематографа, этот сериал обязателен к просмотру.

Самый страшный эпизод: «Ба-бах! Ты мертв» (сезон 7, серия 2) — элементарный сюжет, но разыгранный как по нотам, к тому же, как мы знаем теперь из сводок новостей, пугающе обычный для американской жизни. В этой серии мальчик играет с пистолетом дяди, считая, что это игрушка.

«Байки из склепа» (1989-1996)

Еще один классический хоррор-сериал, чьи корни восходят к одноименным комиксам, дико популярным в конце 1940-х и начале 1950-х у американской молодежи. Сериал, запущенный стараниями канала HBO, быстро приобрел культовый статус, чему способствовала не только тщательно реконструированная стилистика (начиная от музыки в заставке и заканчивая крайне запоминающимся ведущим — Хранителем склепа, с очень своеобразным чувством юмора), но и огромное число звезд, засветившихся в сериале: в разное время эпизоды для «Баек из склепа» снимали такие люди, как Роберт Земекис (для одного из самых оригинальных эпизодов воскресивший Хамфри Богарта), Джон Франкенхаймер и Арнольд Шварценеггер, а снимались, кажется, едва ли не все хоть сколько-нибудь заметные голливудские актеры рубежа 1980-х и 1990-х — от Тима Рота до Джо Пеши. Помимо собственно сериала, вышло также два полнометражных фильма (тот, что должен был стать третьим, в итоге превратился в «Страшил» Питера Джексона) и анимационный спин-офф «Байки от Хранителя склепа». Вряд ли будет большим преувеличением сказать, что вплоть до появления «Американской истории ужасов» и «Ходячих мертвецов» равного по популярности жанрового телешоу западный рынок не знал.

Самый страшный эпизод: «Смерть падали» — Кайл Маклоклен бежит через пустыню к мексиканской границе, а один упорный полицейский преследует его.

«Слэшер» (2016 — настоящее время)

Этот канадский сериал по странным причинам почти неизвестен в России, хотя выходит вот уже третий год; сначала его показывал канал Chiller, а начиная со второго сезона сериал выходит на Netflix. Концепция предельно проста, как и подобает любому уважающему себя слэшеру: каждый сезон — отдельная история, в которой действует маньяк-убийца, жестоко расправляющийся с группой людей, чем-то (обычно — мрачной тайной) друг с другом связанной. Декорации выбираются традиционные: маленький городок с темным прошлым, уединенный домик посреди зимнего леса, многоквартирный дом. Персонажи в массе своей тоже довольно типичны, хотя с каждым сезоном сериал все сильнее тяготеет к более развернутой драматической линии, отходя от клише. Зато ключевые компоненты слэшера здесь с самого начала выполнены на высшем уровне. Образы убийц продуманы очень хорошо несмотря на то, что некоторые их элементы (как и сценарные ходы, особенно в первом сезоне) явно заимствованы из хоррор-классики. Впрочем, это заимствование скорее можно назвать данью уважения, нежели банальным копированием. Что до главного аттракциона слэшеров, то в каждой серии убивают минимум по одному человеку, причем нередко — весьма изобретательными способами, помимо традиционной резни топором или мачете. Будут, например, вываривание лица в кислоте, убийство беременной (на последнем месяце) женщины и даже пытки.

Самый страшный эпизод: Финал третьего сезона.

«Дом Ужасов Хаммера» (1980)

Хотя этот британский сериал продержался на экранах всего лишь один сезон, игнорировать его не стоит никому из тех, кто любит хоррор — хотя бы потому, что создавали его далеко не последние люди в жанре. Сериал был лебединой песней некогда могущественной Hammer Films, практически в одиночку создавшей в послевоенной Великобритании собственную кинематографическую школу хоррора, и открывшей для широкой публики таких мастеров жанра как Кристофер Ли и Питер Кушинг (последний снялся в одном из самых сильных эпизодов). Как следствие, здесь тщательно соблюдается золотой стандарт жанра: в каждой из 13 самостоятельных серий используются хоть и традиционные (от бесчинствующих ведьм и оборотней до сатанинских культов и призраков) сюжеты, но поданы они по классике, то есть — серьезно и без напора на физиологические подробности, пугают в основном грамотно выстраиваемым саспенсом.

Самый страшный эпизод: «Идол по имени Чарли» — дальний родственник «Пункта назначения».

«Мастера ужаса» (2005-2006)

Недолгий, но чрезвычайно интересный проект Мика Гарриса — режиссера, имеющего давние связи с хоррором, но широкой публике малоизвестного. Между тем, он легко может соперничать с Фрэнком Дарабонтом в сфере экранизаций Стивена Кинга, если не качественно, то количественно: за последние лет двадцать Гаррис снял несколько мини-сериалов по кинговским бестселлерам, включая «Противостояние», «Безнадегу», «Мешок с костями» и «Сияние» (последний верен тексту Кинга в отличие от версии Стэнли Кубрика), не говоря уж о полнометражных фильмах. Тем не менее, именно «Мастера ужаса» — лучший проект Гарриса, поскольку в нем больше оригинального материала, пусть и не всегда однородного стилистически. Здесь каждую серию делает отдельный режиссер, ранее отметившийся в хорроре — от грандов калибра Джона Карпентера и Дона Коскарелли до относительных новичков типа Роба Шмидта. Стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы увидеть, на что способны столь разные авторы в телеформате (спойлер — способны на многое, даже те, кто снял свои главные хиты лет тридцать назад). P.S. После закрытия «Мастеров ужаса» Гаррис сделал еще один аналогичный по концепции сериал — «Воплощение страха», продержавшийся, правда, лишь сезон — так что, если понравятся два сезона, можно и его взять на заметку.

Самый страшный эпизод: «Сигаретный ожог» Джона Карпентера — Удо Кир нанимает частного детектива Нормана Ридуса, чтобы найти редчайший (и очень страшный) фильм

«Нулевой канал» (2016-2018)

Недавно закрывшийся после четырех сезонов сериал производства канала SyFy — едва ли не первая попытка создать экранизацию крипипасты, ставшей к концу 2010-х самостоятельным явлением в интернет-фольклоре. Ключевой автор проекта — Ник Антоска, известный в основном как сценарист в жанровых сериалах («Ганнибал», «Волчонок») и писатель. Фильмы, использовавшие персонажей из сетевых страшилок, уже снимались (вспомнить хотя бы «Полуночного человека» или «Слендермена»), но в «Нулевом канале» речь идет о том, чтобы представить масштабный сюжет, не ограниченный полутора-двумя часами, в центре которого была бы ситуация, а не очередной «монстр недели». Каждый сезон здесь — отдельная история, последовательно эксплуатирующая образы и сюжеты крипипасты: например, про зловещее телешоу для детей, или про дверь, ведущую в собственные кошмарные сны.

Самый страшный эпизод: Финал первого сезона.

«Сумеречная зона» (1959-1964)

Еще одно классическое телешоу, находящееся на пересечении фантастики, хоррора и драмы. Созданная Родом Серлингом в конце 1950-х, и насчитывающая пять сезонов, «Сумеречная зона» очень быстро стала хитом, задав образец для огромного числа последующих сериалов-антологий (из близких по духу стоит вспомнить «За гранью возможного» и «Театр Рэя Брэдбери»). В 1980-е она получила вторую жизнь в виде сериала-ремейка, продержавшегося три сезона, а в 2002-м актер Форест Уитакер предпринял еще одну (к сожалению, наименее удачную) попытку возродить классику. Сейчас «Сумеречная зона» переживает четвертый перезапуск под началом Джордана Пила, одного из главных авторов в хорроре последних лет. Смотреть ее стоит хотя бы ради того, чтобы потом другими глазами пересматривать более современные фильмы и сериалы — за долгие годы в «Сумеречной зоне» были испробованы самые разные сюжеты, почти все из которых стали неотъемлемой частью «золотого фонда» фантастики и хоррора, а значит и материалом для бесчисленного множества подражаний, талантливых и не очень.

Самый страшный эпизод: «Маски» (сезон 5, серия 25).

«Королевство» (1994-1997)

«Королевство» — самый необычный фигурант списка: снятый в Европе мистический хоррор поставил Ларс фон Триер, и одно это делает его любопытным. По форме это классическая страшная история о копенгагенском Королевском госпитале, населенном призраками, однако, как часто бывает, смотреть его стоит ради атмосферы и актерских работ, а не сложных поворотов сюжета (хотя и с этим у сериала все неплохо). Несмотря на незавершенность многих линий, сериал получил восторженные отзывы критиков и целый набор фестивальных наград. Фон Триер планировал завершить проект третьим сезоном, однако смерть ряда ключевых актеров поставила крест на этих планах. Свои наработки датчанин отправил в США, где в 2004-м при активном участии Стивена Кинга сняли ремейк — правда, громкого успеха он не имел, закрывшись после единственного сезона.

Самый страшный эпизод: Любой.

«Кошмары Фредди» (1988-1990)

В конце 1980-х, когда популярность франшизы про кошмары на улице Вязов достигла пика, в New Line решили капитализировать свой самый узнаваемый хоррор-бренд, и дали зеленый свет телевизионному спин-оффу с участием Фредди Крюгера. Сериал оказался не столь долгоиграющим, как того хотели на студии, но причиной тому было скорее ошибочное позиционирование, чем низкое качество самого шоу. В отличие от фильмов, здесь Фредди выступал не в качестве главного злодея, а ведущего — создатели сериала посчитали, что нет смысла повторять всем известный сюжет, заставляя Крюгера убивать новую пачку тинейджеров каждый сезон. Поэтому была придумана довольно замысловатая структура: эпизоды состояли из двух историй, происходящих в Спрингвуде (и, само собой, на улице Вязов). Причем во второй части главным персонажем выступал какой-либо второстепенный (или даже эпизодический) герой из первой. Над сериалом работали пусть в основном заметные в жанре режиссеры (хотя отметились и классики — пилот, например, снимал Тоуб Хупер, да и сам Роберт Инглунд снял парочку серий), так что любому поклоннику хоррора из восьмидесятых, не говоря уже о любителях посмотреть на Фредди Крюгера, необходимо познакомиться с этим проектом поближе.

Самый страшный эпизод: «Безопасный секс» (не верьте названию!)

«Ночная галерея» (1969-1973)

Еще один телепроект авторства Рода Серлинга, ставшего знаменитым после «Сумеречной зоны» и создавшего еще одну антологию — теперь больше сфокусированную не на фантастике, а на поджанрах хоррора. Каждая серия знакомила зрителей с тремя различными картинами (специально написанными нанятыми художниками), изображающими определенный сюжет. Вдохновение черпалось в основном из классики: многие эпизоды основаны на рассказах Говарда Лавкрафта, Роберта Блоха и Элджерона Блэквуда. Серлинг не только писал сценарий ко многим сериям, но и снова выступил в качестве ведущего, а среди актерского состава можно без труда найти многих звезд Голливуда и культовых актеров, от Джона Кэрредайна до Джоан Кроуфорд и Лесли Нильсена. Кстати говоря, один из трех сегментов пилотной серии поставил мало кому тогда известный режиссер-дебютант Стивен Спилберг.

Самый страшный эпизод: серия 5, сезон 1, сегмент В: «Одинокий выживший» — небанальная вариация сюжета с «Титаником».

«Пятница 13-е» (1987-1990)

Этот сериал (вопреки названию и кое-каким пересечениям по съемочной группе), не имеет никакого отношения к одноименной франшизе про убийцу в хоккейной маске. В основе сюжета лежит история о владельцах антикварного магазина, разыскивающих проклятые вещи, чтобы вернуть их в безопасное место. По своей модели «Пятница 13-е» выступает прообразом «Сверхъестественного»: команда экспертов по оккультизму регулярно впутывается в разного рода мистические истории (кровавые и не очень), постепенно выясняя детали сквозного сюжета. К сожалению, шоу было скоропостижно отменено посреди третьего сезона, однако осталось в памяти поклонников, и теперь смотрится как неотъемлемая часть культурного ландшафта 1980-х, в свое время (еще до «Баек из склепа») заметно раздвинувшая границы допустимого на телеэкране.

Самый страшный эпизод: The Playhouse (сезон 2, эпизод 38). Жутко, хотя здесь никто не умирает…

«Колчак: Ночной охотник» (1974-1975)

Сериал с довольно необычной историей создания, несмотря на короткую жизнь длиной всего в один сезон, быстро получивший культовый статус и серьезно повлиявший на последующих шоураннеров, работающих в хорроре и фантастике. Сейчас он больше всего известен благодаря тому, что стал одним из ключевых источников вдохновения для Криса Картера при создании «Секретных материалов». В центре сюжета — приключения чикагского репортера Карла Колчака, расследующего всевозможные мистические истории, и регулярно попадающего в серьезные переплеты с участием сверхъестественных сил. Компанию ему в этих переделках составляет стажерка Моника, а за советом Колчак регулярно обращается к престарелой любительнице кроссвордов. В отличие от типичного хода событий, сериал появился не после пилотного эпизода, а после выхода двух телефильмов, в работе над которыми принимал участие писатель Ричард Мэтисон («Я — Легенда»). Лишь после их феноменального успеха был запущен первый сезон. В середине 2000-х Фрэнк Спотниц, один из авторов «Секретных материалов», пытался было перезапустить сериал, но потерпел провал, поскольку обновленная версия не продержалась даже до конца первого сезона.

Самый страшный эпизод: Серия 11, сезон 1 — «Ужас в Хайтс», эпизод, где плотоядный демон терроризирует жителей района, принимая обличье тех, кому жертвы доверяют больше всего.

«Сказки темной стороны» (1984-1988)

Это проект, созданный отцом зомби-жанра Джорджем Ромеро, был главной хоррор-антологией на американском телевидении середины 1980-х, и с исторической точки зрения именно его можно считать предтечей «Баек из склепа». После успеха «Калейдоскопа ужасов» (который сейчас переживает второе рождение на канале Shudder) Ромеро сначала хотел превратить его в сериал, однако из-за проблем с правами предпочел создать оригинальное телешоу, хоть и имеющее все тот же источник вдохновения — хоррор-комиксы 1950-х. Проект продержался четыре сезона, после чего был снят полнометражный фильм по его мотивам — именно он и остался в памяти современной аудитории. Хотя это вполне заслуженный успех, не стоит все же забывать и об оригинальном сериале, содержащем немало любопытных историй, которые совершенно точно западут в душу любому поклоннику духа 1980-х — не в последнюю очередь, конечно, из-за типичных для эпохи сюжетов, щедро сдобренных черным юмором. В отличие от тех же «Баек», часто тяготеющих к эстетике нуаров, где злом выступают люди, сериал Ромеро — скорее ожившие детские страшилки, заполненные разнообразными монстрами, которых когда-то воображали себе все дети, боящиеся темноты.

Самый страшный эпизод: Сезон 2, серия 12 — «Монстры в моей комнате»: предельно простая история, где фигурирует маленький мальчик (Сет Грин) — и его страхи, которые оказываются не просто продуктами богатой фантазии.

Читайте также

Netflix уже продлил «Ведьмака» на второй сезон Сериалы
14 ноября 2019
Netflix уже продлил «Ведьмака» на второй сезон

До премьеры сериала с Генри Кавиллом остался еще месяц.

Квентин Тарантино поделился будущими планами Кино
14 ноября 2019
Квентин Тарантино поделился будущими планами

Судя по всему, новый фильм придется подождать.

Братья Руссо займутся документальным сериалом о противостоянии Marvel и DC Новости
14 ноября 2019
Братья Руссо займутся документальным сериалом о противостоянии Marvel и DC

Авторы самого кассового фильма в истории выступят в качестве исполнительных продюсеров шоу.

Ковбои против пришельцев: Что мы узнали о «Мандалорце» после первого эпизода сериала Рецензии
13 ноября 2019
Ковбои против пришельцев: Что мы узнали о «Мандалорце» после первого эпизода сериала

Новые «Звездные войны» обещают понравится всем поклонникам «Новой надежды» и вестернов Серджио Леоне.