Рецензия на масштабный исторический сериал с Александром Устюговым, Александром Яценко и Стасей Милославской.
В начале XX века радикалы, оттесненные от власти, с упоением мечтают о том, как будут строить прекрасную Россию будущего. Вот только вместо созидательного процесса они растрачивают чужие деньги – награбленные, доставшиеся от родителей и сочувствующих интересантов, и высокопарно обсуждают, кого стоит стрелять, а кого нет. И неспроста в их адрес звучит презрительное «упыри» – до крови они действительно охочи. Скажем, за самим Петром Аркадьевичем Столыпиным (Александр Устюгов), возглавившим Министерство внутренних дел, а позже и все правительство, в столицу стекаются все, кому он не дал безнаказанно сводить личные счеты в провинции.
История идет по кругу, и «Столыпин» отлично подсвечивает эти параллели. И с прошлым – так, анархист Дмитрий Богров, которого с привычным нервом сыграл питерский актер Илья Дель, цитирует стихи декабриста Кондратия Рылеева, возглавившего восстание на Сенатской площади и впоследствии казненного. И с будущим, которое для зрителя, конечно же, оказывается настоящим. Где иностранные журналисты по-прежнему подменяют понятия в свою пользу, а из-за рубежа все так же горячо звучат призывы подумать о русском народе. В том числе от тех, кто из страны уехал, а к оставшимся питает исключительно «зоологический интерес».
Над сериалом работала крепкая команда, успешно создающая костюмированное кино, – в фильмографии одного только Алексея Андрианова внушительный список из «Софии», «Годунова» и «Грозного». А потому режиссер, оператор и художники с умом используют историческую фактуру – роскошные дворцы и конспиративные квартиры, людные рынки и обшарпанные парадные.
Показывают Федора Шаляпина (камео Александра Горбатова), упоминают Григория Распутина, цитируют Игоря Северянина и Велимира Хлебникова. Но при этом не увлекаются излишней детализацией, соблюдая баланс между реалистичностью и художественностью и не перегружая историю лишними фактами и объяснениями. Из-за этого реплики звучат как остроты, а не лозунги, а происходящее обретает нужный нерв. Чего только стоит кустарная операция, которая мгновенно знакомит зрителей и с ключевыми героями, и с расстановкой сил в боевой ячейке.
Держит у экрана «Столыпин» парадоксальностью: легкая театральность, присущая костюмному кино, добавляет нужной дистанции, а тот факт, что создатели выводят на первый план людей и общественные тенденции, приведшие к роковым событиям, напротив, актуализирует происходящее на экране. Ведь не новость, что максимализм, помноженный на безрассудство и подкрепленный поколенческим разрывом, дает страшные результаты?
Мария Столыпина (Екатерина Чаннова) так отчаянно рвется во внешний мир, что едва не совершает роковую ошибку, и на краю пропасти ее удерживает лишь отцовская любовь, а подводят собственные романтические представления и родительское беспокойство. Но оградить ребенка от внешнего мира – значит обезоружить его, с горечью признает сам Петр Аркадьевич.
Бомбистка Наталья Климова (Стася Милославская), наоборот, открыто сообщает отцу, чиновнику высокого ранга, о подрывной деятельности. И что он делает? Полностью игнорирует ее слова из-за неумения поддерживать с ней какие-либо отношения. «Девушки любят сладкое» – вот и все его знания о близком человеке. Неудивительно, что партнера Климова находит себе под стать – Павел Попов вкладывает в своего Медведя энергетику бешеную, заводную, по-настоящему лидерскую, но при этом разрушительную.
В сельской учительнице, сыгранной Дарьей Коныжевой, отравой разливаются злость и разочарование. Неприкаянность сквозит и в Алеше Любомирове, блистательно сыгранном Юрой Насоновым. Его называют человеком с больной совестью, и это обстоятельство роднит исторический проект с классической русской литературой. Здесь и «вошь поганая», и многочисленные двойники, и отрицание Бога, и признание грехов. «Начитался Достоевского с Толстым и мнит, что он слился с народом» – не столько язвительная ремарка в сторону оппозиции, сколько ключ к пониманию «Столыпина».
И сериал про попытку спасти страну внезапно оборачивается попыткой спасения души: пока остальные пытаются утащить ближнего в ад, Любомиров мучительно, сам того не подозревая, посреди этого террора и ужаса, темени и крови ищет спасения. Преступление обращается нескончаемым наказанием – помешательством и раскаянием, твердым убеждением довести начатое до конца и нахлынувшем извне желанием верить. И именно сцены в церкви, куда атеист Алеша продолжает исправно ходить, надеясь, словно маленький мальчик, на чудо, дополняют историю про царя и Отечество, превращая ее в нечто целостное.
Что до самого Петра Аркадьевича Столыпина, то он предстает человеком энергичным, предусмотрительным и прозорливым. Пока остальные тешат свое самолюбие и амбиции подковерными играми, воюют с трибун и не желают слушать никого, кроме самих себя, именно он берет на себя смелость принимать непопулярные, но необходимые решения.
И хотя выбор между долгом и любовью вынужден делать каждый герой сериала, именно на сомнениях Столыпина сделан самый яркий акцент. Лекарство от страха – в противодействии ему, и в окружении потерянных, обманутых, колеблющихся людей Петр Аркадьевич предстает фигурой настолько монументальной, что его смерть приводит к трагедии не частной, а поистине глобальной. Нарушившей ход истории и превратившей миллионы людей в жертвы этого сбоя – хронологического, исторического и божественного.
Комментарии