Рецензии

Старикам тут не место: Рецензия на фильм «В погоне за Бонни и Клайдом» («Разбойники с большой дороги»)

В январе 1934-го Клайд Бэрроу осуществляет давнюю мечту отомстить техасским тюремщикам — он устраивает нескольким уголовникам, мотающим сроки в Истхэме, побег. Без жертв не обходится, и это становится последней каплей в чаше терпения властей штата: губернатор Фергюсон (Кэти Бэйтс) дает добро на участие в охоте на Бонни и Клайда легендарного техасского рейнджера Фрэнка Хэймера (Кевин Костнер). К отставнику присоединяется его давний напарник Мэни Голт (Вуди Харрельсон), и рейнджеры начинают преследование банды Бэрроу, колеся на своем «форде» по американскому Югу. Благодаря навыкам следопытов и умению добывать информацию, ветераны всегда оказываются на шаг впереди ФБР — несмотря на новомодные придумки Гувера вроде прослушки и разведки с воздуха.

Еще в нулевые проектом занималась студия Universal — тогда планировалось, что Хэймера и Голта сыграют Пол Ньюман и Роберт Редфорд, образцовый тандем для buddy movies, идеально сработавший в вестерне «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» и «Афере». Но в 2008-м Ньюман умер, и Редфорд передумал. Если же копнуть еще глубже, то идея снять кино о техасских рейнджерах, ликвидировавших Бонни и Клайда, возникла намного раньше — по сути, «В погоне за Бонни и Клайдом» не что иное, как ответ классике Артура Пенна «Бонни и Клайд» (1967). В отрыве от картины, которая в свое время открыла эпоху Нового Голливуда, фильм Джона Ли Хэнкока практически не воспринимается, ведь это своего рода попытка принести извинения Фрэнку Хэймеру, который предстал в «Бонни и Клайде» не в лучшем свете. Если верить фильму Пенна, недотепа Хэймер пытался в одиночку арестовать банду Клайда на очередном привале, но был схвачен и унижен — его заковали в наручники и заставили фотографироваться с Бонни и Клайдом. В действительности такого эпизода, конечно же, не было: первая и единственная встреча с Хэймером закончилась для Бонни Паркер и Клайда Бэрроу гибелью под градом пуль. После выхода картины Пенна, столь вольно интерпретировавшей реальные события, родственники Хэймера предъявили иск студии Warner Bros. и выиграли в суде кругленькую сумму, которая до сих пор не названа.

Похоже, получилось то, что изначально и планировалось: прежде всего «В погоне за Бонни и Клайдом» — что-то вроде ревизионистской версии фильма Артура Пенна, призванной разрушить миф о благородных разбойниках-любовниках, доведенных до отчаяния Депрессией и грабящих банки, а не их обобранных до нитки клиентов. Правда, разрушая один миф, режиссер Хэнкок и сценарист Джон Фуско, в свое время сочинивший вестерн «Молодые стрелки» и мистический блюз-трип «Перекресток» для Уолтера Хилла, создают другой, и его главными героями становятся уже Хэймер и Голт, живые легенды, привыкшие работать по старинке. Любое седло для них мягче, чем кожаные кресла новенького «форда» (фильм среди прочего еще и ода скоростному и маневренному Ford V8 — любимой машине гангстеров времен Войны с преступностью). Едва заметные следы на пыльной проселочной дороге расскажут им больше, чем данные воздушной разведки ФБР. Наконец, стреляют они от пояса, несмотря на возраст, куда метче, чем тщательно прицеливающиеся юнцы-федералы.

Вот только ветераны уже не чувствуют себя своими в стремительно меняющейся стране, где новоиспеченные законники полагаются на технику и преследуют преступников, свободно пересекая границы между штатами, а главное — являются шестеренками одного механизма, который, кажется, начал исправно работать, перемолов и выплюнув скепсис ретроградов. В этом дивном новом мире система важнее и могущественнее отдельных имен, которые повисают в воздухе, уже ничего не говоря новичкам. Это ощущение потерянности Хэймера и Голта в Америке 30-х кинематографисты худо-бедно передать смогли, а вот персонального бэкграунда главным персонажам ощутимо не хватает. Они так и остаются героями легенды, взявшимися ниоткуда и ушедшими в никуда: как ни стараются Костнер с Харрельсоном изобразить живых людей с их слабостями, причудами и какой-никакой химией между собой, выходит у них не ахти. Разглядеть в двух крепких стариках не просто служителей закона, очнувшихся от пенсионерской полудремы, а настоящую былую грозу преступников уходящего в историю Дикого Запада можно, увы, лишь с большим трудом.

На протяжении всего фильма Бонни и Клайд появляются в кадре несколько раз, но их лица мы увидим только в финальной сцене: до этого момента бандиты либо слишком далеко, чтобы их можно было хорошо разглядеть, либо в расфокусе. Прием работает на деконструкцию мифа о народных героях: оба бандита косвенно, через результаты их действий и упоминания в диалогах других персонажей, представлены как безжалостные социопаты (что весьма близко к истине — особенно в случае с Бонни Паркер). Однако народного обожания из этой песни не выкинешь — оно действительно имело место. В фильме есть два эпизода, в которых любовь толпы к криминальной парочке иллюстрирует зияющую пропасть между реальными мисс Паркер и мистером Бэрроу и их, как сказали бы сейчас, медийными образами. В обеих сценах люди обступают машину с преступниками: в первой — чтобы взять у живых Бонни и Клайда автографы, во второй — чтобы оторвать от мертвых Бонни и Клайда хотя бы лоскут одежды в качестве сувенира.

Несмотря на прошивающие раскаленный воздух американского Юга очереди из «томпсонов» и носящиеся на огромной (по тем временам, конечно) скорости «форды», «В погоне за Бонни и Клайдом» на самом деле — тягучий, старомодный вестерн, причем даже на уровне отсылок для внутреннего синефильского пользования. Например, в начале фильма губернатор Ма Фергюсон иронически упоминает Уайетта Эрпа (Кевин Костнер сыграл его в 1994 году), а позже Мэнни Голт, когда пересекает с Хэймером границу штата, употребляет словосочетание «открытый простор» («Открытый простор» — вестерн Костнера с ним же в главной роли, вышедший в 2003 году).

  • «Бонни и Клайд» — классический фильм 1967 года и отправная точка «В погоне за Бонни и Клайдом». По сути, просмотр фильма Хэнкока по-настоящему имеет смысл только с лентой Пенна «на разогреве».
  • «Джонни Д.» — криминальная драма Майкла Манна, рассказывающая о развернувшемся в те же годы противостоянии грабителя банков Джона Диллинджера и лучшего на тот момент агента ФБР Мелвина Пёрвиса.
  • «Неприкасаемые» Брайана Де Пальмы — гангстерский шедевр тридцатилетней выдержки, в котором молодой Костнер сыграл агента министерства финансов Элиота Несса, в борющегося в начале 1930-х с чикагским мафиозным боссом Аль Капоне.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

12 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

14 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

15 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

18 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

20 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

23 часа назад