Метахоррор про опасность романтизации, переосмысление слэшеров 1980-х и музыкальная классика в новом прочтении.
Накануне Хеллоуина рассказываем о трех новинках, которые помогут прочувствовать его зловещую атмосферу. Встречайте победителя «Хоррор-феста», комедийный хоррор с Кирнан Шипкой, которая переместилась в 1980-е, чтобы противостоять серийному убийце, и германо-британский мультфильм «Петя и волк» по мотивам симфонической сказки Сергея Прокофьева.
«Кошки-мышки» (2023)
Под руководством Сюзанны Фогель («Шпион, который меня кинул» и «Бортпроводница») рассказ Кристен Рупеньян превратился в двухчасовое кино, наполненное иронией и неожиданными поворотами. Большую часть из них рождает распаленное воображение Марго (звезда оскароносного фильма «CODA: Ребенок глухих родителей» Эмилия Джонс), студентки второго курса, которая западает на странного посетителя кинотеатра Роберта (Николас Браун) – двухметрового любителя лакрицы, кошек и Харрисона Форда. Неловкий флирт перетекает в активную переписку: девушке нравится, что взрослый поклонник от нее без ума, но поскольку знает она о нем не так много, лакуны начинают заполняться жуткими фантазиями.
Масла в огонь подливает подружка-феминистка, да и сама Марго не прочь представить себя героиней какого-нибудь ужастика. Романтизация до добра не доводит, особенно при осознании собственной уязвимости. Любой безобидный жест ввергает Марго в панику, а попытки разрядить атмосферу оборачиваются еще большим провалом – оказывается, шутки про серийных убийц не сильно способствуют душевному равновесию. Сперва эта игра воображения действительно веселит, но по прошествии сорока минут ненадежность рассказчицы и ее легкомыслие начинают утомлять, а приемы – повторяться.
Марго не просто продумывает в голове диалог с собеседником – она идет дальше. Например, в кабинет воображаемого психотерапевта, где с большим удовольствием выдает желаемое за действительное. Философский разговор с собой она ведет и во время затянувшегося, подчеркнуто некомфортного сексуального акта – несмотря на то, что Роберт включает на проигрывателе Depeche Mode, проходит ночь совсем не романтично. Зато на следующее утро события развиваются куда бодрее.
Главный плюс «Кошек-мышек» – амбивалентность героев, из-за которой до последнего момента сохраняется интрига. Кроме того, создатели иронично препарируют тренды нового времени – повальное увлечение серийными убийцами (уставшая полицейская советует девушке слушать меньше подкастов) и неумение общаться в реальной жизни (переписка идет активнее живой беседы, а представления о сексе Роберт явно черпает из порно). Попутно выясняется, что навязанные поп-культурой манеры, категоричность суждений и «экологичное» поведение могут выйти боком в самый неожиданный момент.
Сочетание ромкома и хоррора может смутить, но из обоих жанров персонажи не выпадают благодаря естественной актерской игре. Просмотр рекомендуем в большой компании – нервный смех откуда-то сбоку сделает фильм еще лучше.
«Конкретный убийца» (2023)
Этот метахоррор берет с места в карьер: на первой минуте рассказывается о трех страшных убийствах, произошедших в канун Хеллоуина 1987 года. На десятой умирает повзрослевшая одноклассница жертв, которую от серийника в маске не спасают ни паранойя, ни впечатляющие навыки самообороны. Ее безутешная дочь Джейми (Кирнан Шипка из «Леденящих душу приключений Сабрины») тоже попадает в поле зрения маньяка. И спасаясь от него, переносится в прошлое, где знакомится с 16-летней версией родительницы, которая оказывается не такой милой, как она привыкла считать.
Несмотря на бодрое начало и стильную подачу (ритуальные убийства, обезображенные куклы вместо реальных тел, ужасы в ярких фотовспышках), «Конкретный убийца» оборачивается скорее комедийной деконструкцией – не столько жанра, сколько эпохи. Причем непонятно, какой именно: достается обитателям обеих временных линий. Нынешней – за излишнюю рафинированность, одержимость криминальными темами и лицемерие. Прошлой – за фатальную беспечность (все помешаны на сексе и запрещенных веществах), повальную некомпетентность (под огнем критики учителя и полиция) и неэтичность вкупе со всевозможными –измами («Мужчина показывает эмоции? Изумительно!»).
Издевки над людьми и штампами занимают почти весь хронометраж: практически фоновой становится фантастическая линия с машиной времени, да и хоррора здесь не так много. Туда-сюда шныряют чудики и зловещие типы, кто-то скрывает страшную тайну, а из темноты то и дело слышатся шорохи. Но большую часть сюжета Джейми с криками мечется по местам будущих преступлений (на фоне всеобщей расслабленности ее поведение действительно раздражает) и не слишком успешно притворяется экстрасенсом, чтобы избежать лишних подозрений. В общем, несмотря на некоторые удачные решения, между жанрами создатели слегка заплутали.
Из однозначных плюсов – ностальгия (в основном по кассетным плеерам и живому общению), хороший подбор актеров и неплохо раскрытая тема семьи. В том числе путем демонстрации своеобразного соревнования через поколения, из-за чего возникает парочка сентиментальных моментов. Бонусом – довольно напряженная сцена в конце, которая слегка подогревает градус уже раскрытой интриги, и не самые затертые треки ушедшей эпохи. Вся повестка пришлась на титры, так что их можно смело выключать, ничего не пропустите.
«Петя и волк» (2023)
Симфоническую сказку Сергея Прокофьева по-прежнему любят на Западе. Достаточно упомянуть, что первая экранизация «Пети и волка» появилась в 1946 году под руководством Уолта Диснея, в 1978-м произведение озвучил Дэвид Боуи, а в 2003-м рисунки по мотивам сказки, созданные Боно c дочерьми Ив и Джордан, собрали $368 тыс. на аукционе в Нью-Йорке. Именно эти эскизы легли в основу новой анимационной короткометражки. Более того, вокалист U2 дважды появился в кадре: в роли творца и в качестве рассказчика – мухи в красной жилетке и c узнаваемой серьгой в ухе.
Есть в сказке и другие изменения, более важные. Так, Петя в начале истории теряет маму – та умирает от продолжительной болезни. И его чувства, включая сильнейшую злость на мир, ощутимо влияют на финал. Чуть иначе звучит и аранжировка, однако знакомые ноты по-прежнему греют душу.
Мультфильм выполнен в смешанной технике: персонажи двумерные, а все, что их окружает, полно объема. Цвет – исключительно красный – тоже используется точечно, что придает происходящему вид либо чрезмерно игривый (маска для плавания), либо зловещий (оскаленная пасть волка). Размеренный голос рассказчика напоминает, что сказка эта в первую очередь предназначена для самых маленьких, однако эмоциональный накал в определенные моменты заставляет забыться и взрослых.
Особенно резкий контраст чувствуется на закате, когда легкая суета дня и почти ежесекундный слэпстик сменяются зловещими тенями и ожившими страхами. Жуткая сказка доходит до пика, а затем следует неожиданный катарсис. Бонусом идут совершенно умилительные кадры, способные растопить даже самые холодные сердца.
Сложно сказать, что «Петя и волк» совершает революцию в жанре. За всех героев здесь говорит один человек, врезающихся в память афоризмов не предусматривается, а действие слишком ограничено в пространстве и времени. Скорее всего, свежая версия просто пополнит ряд одноименных экранизаций. Но если держать это в уме и не рассчитывать на безусловный шедевр, провести полчаса можно с большим удовольствием.
Комментарии