Непобедимая женщина-киллер, столкновение отцов и детей и красота изоляции в самых ярких картинах последних лет.
«КиноРепортер» продолжает путешествие по восточным странам. Мы уже выяснили, какие жанры предпочитают на Филиппинах и Тайване. Узнали, почему лучшие боевики снимают в Индонезии. И убедились, что Азия в целом славится изобретательными хоррорами. Теперь пора отправиться на большую землю: в новом материале мы рассказываем про современное вьетнамское кино и наиболее интересные местные фильмы последних лет.
На самом деле современный Вьетнам появился сравнительно недавно – после 1975 года, когда Южная и Северная части наконец объединились. Однако до конца ХХ века фильмы там выпускались редко, не более трех–четырех в год, а первой номинированной на «Оскара» вьетнамской картиной оказался «Аромат зеленой папайи» 1993-го. В 2000–2010-е ситуация стала налаживаться: избранные вьетнамские ленты добираются до международного проката и стримингов, где их могут увидеть миллионы зрителей. Но для ведущих кинопремий они до сих пор остаются невидимками.
«Фурия» (2019)
Тема мести за похищенного ребенка не нова, но далеко не всегда ее воплощают удачно. Среди сравнительно недавних примеров – «Фурия», где в центре сюжета в угоду повестке оказывается сильная женщина на грани. Что ж, боевики во Вьетнаме снимать умеют: картина заработала 200 млрд донгов (по текущему курсу около $8,5 млн) и до 2021 года считалась самым кассовым вьетнамским фильмом. Главную роль, к слову, исполняет харизматичная Вероника Нго, знакомая зрителям по «Бессмертной гвардии» (2020) с Шарлиз Терон.
Успехом ленты вдохновились последователи: в 2022 году вышли приквел «Фурии» (режиссерское кресло заняла сама Нго) и красочный блокбастер «Магнум 578» (2022). Кроме того, «Фурия» получила премию «Серебряный лотос» на 21-м Вьетнамском кинофестивале и выдвигалась на «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (в итоге не была номинирована).
Главная героиня Хай Фыонг некогда руководила преступной группировкой и в совершенстве владела боевым искусством вовинам. Сейчас она залегла на дно и обзавелась семьей. Чтобы прокормиться, Фыонг выбивает из торговцев долги и надеется на лучшую жизнь. Но когда ее дочь крадут, Хай вновь превращается в опасного киллера: ее задача – не только разыскать девочку, но и остановить массовые похищения детей. Подсвеченные неоном рукопашные бои, напряженные преследования и любопытная детективная составляющая делают «Фурию» ярким представителем вьетнамского кино.
«Ученик убийцы» (2019)
Как и в других странах Азии, хорроры во вьетнамском кинематографе – не редкость: встречаются и драматические ужастики о призраках («Служанка», 2016), и проклятые куклы («Хранитель», 2021), и даже альманахи по городским легендам («Вьетнамские страшные истории», 2022). Но мы-то знаем, что больше прочего зрители любят истории о маньяках. В остальном мире уже все желающие на эту тему высказались – что ж, во Вьетнаме тоже имеется свой душегуб.
Фильм «Ученик убийцы» вольно интерпретирует реальные события, в центре которых – Фам Ван Туан, первый вьетнамский серийный убийца, орудовавший в 1990-е. С одной стороны, это история преступлений, совершенных настоящим маньяком. С другой – тревожный, красивый и весьма любопытный хоррор, в котором нашлось место локальному быту, спиритическим ритуалам, пугающим сновидениям, народному целительству и даже романтической линии.
Лента начинается с немой девчонки Сой, которая учится лекарскому делу у знахаря-шамана Лю Сюня: она постепенно влюбляется в наставника и во всем ему помогает. Он, в свою очередь, рассказывает ей жуткую историю о том, как в детстве потерял мать и сам чуть не погиб. Чтобы поддерживать собственную жизнь и лечить других, Лю нужна нечеловеческая сила. Вскоре Сой раскрывает самый страшный секрет своего учителя, но из-за недуга не может ни с кем этим поделиться. И потому, связанная угрозами мужа, остается подле него. Интересно, что полиция присутствует в кадре весьма опосредованно, а сюжет сосредотачивается на переживаниях немой девушки.
«Ковчег» (2020)
Социальная драма и криминал – основа любого национального кинематографа. И вьетнамское кино – не исключение. Попадаются здесь и семейные трагедии («Прощай, мама», 2019), и высказывания на сложную тему («Счастье матери», 2019), и бытовые драмы («Девушка из Даклака», 2021). Но все-таки картин с социальной проблематикой довольно мало, особенно если речь идет о «темной стороне» взросления.
«Ковчег» – один из таких фильмов, которые тяжело снимать и непросто смотреть, но долгий путь на большие экраны и зрительское терпение того стоят. Кроме того, это первая вьетнамская лента, которая удостоилась премии «Новые течения» на Международном кинофестивале в Пусане.
В центре сюжета – жители идущей под снос многоэтажки. Каждый надеется спастись от бедности с помощью азартных игр. В их числе – подросток Ром, вынужденный продавать лотерейные билеты, чтобы заработать и отыскать семью. Но жильцы доверяют его сопернику Фуку, хитрецу и обманщику. Чтобы это исправить, он помогает «клиентам» выиграть деньги. Жажда наживы заставляет ставки расти до тех пор, пока не случается непоправимое: завистник похищает ставочный фонд, а кредиторы выселяют жителей. Но если Ром пойдет ва-банк, быть может, появится шанс еще немного пожить под настоящей крышей.
«Вкус» (2021)
Если говорить об экспериментах, то за ними лучше отправляться на фестивали: в 2021 году на ММКФ показали специфическую картину «Вкус», которая, однако, нашла своего зрителя. Полнометражный дебют молодого режиссера Ле Бао с ходу получил одобрение критиков и публики и завоевал специальный приз Берлинале в программе «Столкновения». И все-таки перед нами не развлекательное, а чувственное кино: изображенный на экране мир – современная, но настолько далекая от нашей реальность, что подчас возникает ощущение псевдоутопии.
Несколько людей – четыре вьетнамских женщины и один нигерийский мужчина – живут, едят, спят и моются вместе. Как в первобытном обществе. С той лишь разницей, что вытеснили их в эту первобытность социальные обстоятельства. Как оказались в трущобах Хошимина женщины, мы не знаем, но вот Он – футболист, с которым разорвали контракт из-за травмы. А денег и желания с позором вернуться домой у него нет. Эта откровенная с бытовой точки зрения картина на деле обнажает важнейший из человеческих инстинктов. А на фоне многочисленных фильмов об изоляции и эпидемиях такая история о выживании выглядит особенно свежо.
«Прости меня, папа» (2021)
К мелодраме и комедии вьетнамские режиссеры обращаются чаще прочего. Костюмные драмы («Хозяйка», 2017), ромкомы («Мой мистер Жена», 2018), семейные трагедии («Прощай, мама», 2019) – сюжетов на любой вкус предостаточно.
А одна из наиболее интересных картин последних лет – выросший из веб-сериала фильм «Прости меня, папа». Это самая кассовая вьетнамская лента: рекордные сборы составили 420 млрд донгов, что эквивалентно $17,8 млн или 1,36 млрд рублей. В центре сюжета – вечная тема отцов и детей, помноженная на капризы современных молодых людей, которые хотят всего, везде и сразу.
Главный герой – Ба Санг, единственный адекватный член нестабильного клана, состоящего сплошь из проблемных родственников. Его не самая счастливая жизнь в долгах и полуразрушенном доме обременяется постоянным вмешательством родичей, а ведь нужно еще и сына с дочкой воспитывать. Если с младшенькой проблем пока нет (ей всего 6), то 20-летний Воан заделался блогером и теперь снимает все подряд. Комичные эпизоды перемежаются трогательными попытками Санга понять сына, и в конце концов фильм превращается в эмоциональную семейную драму.
Комментарии