Хотя сейчас достаточно телефона, чтобы снять кино, некоторые режиссеры намеренно отказываются от использования новых технологий и выбирают черно-белое изображение. При этом если для многих это единичный опыт, другие – например, Лав Диас, Павел Павликовский и Андрей Кончаловский – не раз снимали фильмы не в цвете.
Конечно, сказать наверняка, почему режиссеры делают такой выбор, сложно, но позволим себе несколько предположений. Во-первых, это красиво – у черно-белого кино, особенно если оно снято на пленку, как «Маяк» (2019) или «Наживка» (2019), особая поэтика. Игра света и тени, боке и контрасты гораздо легче заметить, когда не мешают разные цвета, – каждый кадр становится похожим на фотографию.
Ч/б может быть очень легким и романтичным, как в фильмах французской «новой волны» или в недавней «Милой Фрэнсис» – повторить это в цвете не удавалось, кажется, никому. Но черно-белое кино может быть не только поэтичным, но и страшным. Один из самых пугающих фильмов в мире, «Час волка» Ингмара Бергмана (1968), как раз черно-белый: резкие контрасты сообщают чувство тревожности, мелькание вызывает приступы дурноты. Черный – цвет траура, и если что-то окрашено в него, можно предположить, что все очень плохо, как в «Раскрашенной птице» Вацлава Мархоула (2019).
Но речь не только о непосредственно художественных качествах черно-белого кино – оно ассоциируется с прошлым, когда цветной фотографии еще не было. Действие «Субботнего романа» (2019) происходит в Шанхае в 1941 году, «Блокадного дневника» (2020) – в Ленинграде во время Великой Отечественной войны, а «Холодной войны» (2018) – в послевоенной Польше. Но черно-белое кино может рассказывать не только об эпохе, но и о фильмах, которые тогда снимали.
Получивший пять «Оскаров» «Артист» (2011) – стилизация под немое кино. Более свежий пример: «Манк» (2020) визуально подражает фильмам, вышедшим в Голливуде времен студийной системы, и прежде всего «Гражданину Кейну». Но иногда режиссеры, наоборот, работают на контрасте: «Дорогие товарищи!» рассказывают о расстреле мирной забастовки в Новочеркасске в 1962 году, но начало 1960-х – это подъем советской «новой волны» (в том же году вышли, например, «Девять дней одного года» и «Застава Ильича»). И черно-белое кино Кончаловского спорит с наивными и нежными фильмами про то, как хорошо идти-шагать по Москве.
Но черно-белое значит не только старое, но и классическое. Это Бергман, Акира Куросава, Робер Брессон, Федерико Феллини, кино, которое прошло испытание временем. После триумфа на «Оскаре» «Паразиты» (2019) Пон Чжун-хо вышли в России в повторный прокат – в черно-белой версии. Что это, если не заявление о статусе фильма?
Режиссер и оператор Лав Диас
Филиппинец Лав Диас – один из тех режиссеров, которые цветному кино предпочитают черно-белое. Почти все его последние фильмы – «Колыбельная скорбной тайне» (2016), «Время чудовищ» (2018), «Прекращение» (2019) – сняты в ч/б. Диас известен тем, что у его картин очень большой хронометраж, его «Женщина, которая ушла» (не путать с «Женщиной, которая убежала» Хон Сан-су) продолжительностью почти 4 часа – одна из самых коротких. Режиссер рассказывает историю попавшей в тюрьму по ложному обвинению женщины, которая, оказавшись на свободе, решает отомстить. Фильм принес режиссеру «Золотого льва» в Венеции в 2016 году.
Режиссер и оператор Альфонсо Куарон
Еще один венецианский «Золотой лев» – Куарону вручили награду в 2018 году. В названии ложная подсказка: фильм рассказывает не о Риме, а о районе Рома в Мехико. В начале 1970-х там живет обеспеченная семья врача – мать, отец, четверо детей и прислуга. Служанка Клео (Ялица Апарисио) – главная героиня фильма. Но вместе с протестами, изменившими Мексику, вдруг меняются и порядки внутри дома, еще недавно казавшиеся незыблемыми. Куарон, который снял этот фильм и буквально сам был оператором, получил «Оскара» в трех номинациях: «Лучший режиссер», «Лучшая операторская работа» и «Лучший фильм на иностранном языке».
Режиссер Павел Павликовский, оператор Лукаш Зал
Еще один участник Канн-2018 – Павликовский тогда увез из Канн приз за режиссуру. В Польше вскоре после окончания войны знакомятся и влюбляются друг в друга певица Зуля (Иоанна Кулиг) и дирижер Виктор (Томаш Кот). Потом они расстанутся, потом встретятся еще раз и будут снова и снова встречаться и расходиться из-за личных конфликтов и исторических событий. Кино, где есть и джазовые выступления, и концерты под портретом Сталина, могло быть только черно-белым. В ч/б был еще один фильм Павликовского – «Ида», которая получила в 2013 году «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке.
Режиссер Роберт Эггерс, оператор Джарин Блашке
Дебютный фильм Роберта Эггерса «Ведьма» (2015) про семью пуритан в Новой Англии XVII века был снят в очень сдержанной гамме – только серый, черный и синий. В своем втором фильме Эггерс пошел дальше: «Маяк» – бескомпромиссное ч/б. Конец ХIХ века, на острове штормом оказываются заперты два смотрителя маяка – опытный (Уиллем Дефо) и молодой (Роберт Паттинсон). Ураган не прекращается, запасы съестного подходят к концу, они пьют и все глубже погружаются в делирий. Фильм снят на 35-миллиметровую пленку с соотношением сторон кадра 1.19 : 1 – так выглядели снимки ХIХ века.
Режиссер Лоу Е, оператор Цзэн Цзянь
Показанный на 42-м ММКФ фильм китайца Лоу Е – одновременно шпионский детектив и театральная постановка. Актриса Юй Цзинь (китайская звезда Гун Ли) приезжает в Шанхай в 1941 году, чтобы принять участие в театральной постановке, а на самом деле – чтобы получить секретные сведения от японского военного, на чью жену она похожа. «Субботний роман» – кино не с одним потайным дном, а с несколькими: Цзинь появляется на сцене, притворяется своей с японскими оккупантами, а потом играет главную роль, убедительное исполнение которой позволит ей добыть сведения, способные изменить ход войны. Это очень красивое черно-белое кино с неуловимыми переходами между сюжетными линиями.
Режиссер Дэвид Финчер, оператор Эрик Мессершмидт
«Манк» – первый фильм Дэвида Финчера с 2014 года – рассказывает о создании «Гражданина Кейна». Сценарист Герман Манкевич (Гари Олдман) работал над ним в 1940 году, а материал собирал еще в 1930-е, когда дружил с магнатом Уильямом Рэндольфом Херстом. Финчер переносит зрителей в золотой век Голливуда, при этом «Манк» не просто черно-белое кино, а стилизация под фильмы, выпускавшиеся в Голливуде 1930–1940-х, и прежде всего – под самого «Гражданина Кейна». И несмотря на дефекты на пленке, шум и пересветы (или благодаря им), это один из самых красивых фильмов 2020 года.
Режиссер Андрей Кончаловский, оператор Андрей Найденов
Фильм Андрея Кончаловского посвящен одному из самых страшных эпизодов послевоенной истории СССР – расстрелу мирной забастовки в Новочеркасске в 1962 году. Вероятно, для режиссера это личная история: из Новочеркасска его жена, Юлия Высоцкая, исполнившая в фильме главную роль. Она играет работницу парткома, сталинистку Людмилу, которая убеждена, что бастующие – враги народа и иностранные шпионы, к которым нужно применить высшую меру, а потом узнает, что на митинг вышла ее дочь Светка.
Кончаловский сравнивал свою героиню, вынужденную выбирать между долгом и чувствами, с Антигоной. Это черно-белое кино, снятое в формате 4:3, отчасти имитирует хронику, а отчасти рифмуется с советской «новой волной», возникшей в начале 1960-х. Это уже не первый раз, когда Кончаловский снимет черно-белое кино – так был снят вышедший в 2016 году «Рай», отмеченный «Серебряным львом» за режиссуру в Венеции.
Режиссер Андрей Зайцев, оператор Ирина Уральская
Победитель 43-го ММКФ и трижды лауреат «Золотого орла». В основе фильма воспоминания Ольги Берггольц и Даниила Гранина про блокаду: в феврале 1942 года Ольга (Ольга Озоллапиня) идет пешком через Ленинград к своему отцу. Это черно-белое кино – череда страшных видений, ужасных и героических событий, которые героиня видит на улицах замерзшего города, и при этом уверена, что скоро умрет. Этот фильм – про полное истощение и крайнее отчаяние, лишившееся красок жизни, – выбор ч/б выглядит очень логичным решением.
Режиссер Сэм Левинсон, оператор Марцель Рев
Полный метр от создателя «Эйфории» Сэма Левинсона – с Зендеей. Она – Мари, Малкольма играет Джон Дэвид Вашингтон из «Довода», больше на экране никто не появляется. Это камерная драма, похожая на театральную постановку, ограничена одним пространством и одним долгим разговором. Вернувшись домой после премьеры, герои заводят разговор об отношениях, который постепенно становится все более откровенным и все более опасным. Оператор Марцель Рев – постоянный соратник режиссера, который снял и «Эйфорию», и полнометражный дебют Левинсона «Нация убийц», а также работал с его отцом Барри Левинсоном («Патерно»).
47-й ММКФ, который пройдет в столице с 17 по 24 апреля, объявил жюри основного конкурса, конкурса короткого метра и программы…
Сегодня 50 лет исполняется Педро Паскалю – актеру, чья латиноамериканская харизма способна растопить заледеневшие сердца самых серьезных критиков. Прославившись благодаря…
1 апреля в столице начал работу Международный кинорынок и форум «Российский кинобизнес». Он проходит на территории киноконцерна «Мосфильм» и традиционно…
В возрасте 65 лет скончался актер Вэл Килмер. О его смерти сообщило издание The New York Times со ссылкой на…
В российский прокат выходит костюмированная драма Джанлуки Йодиче «Падение короны». Итальянец скрупулезно – по дневникам королевского камердинера – восстанавливает последние…
В столице открылся рынок и кинофорум «Российский кинобизнес». Темой первой сессии деловой программы стало репертуарное планирование и закупочная политика в…