В «Мастерской Петра Фоменко» случилось «Совершенно невероятное событие» – премьера постановки Евгения Каменьковича по пьесе Гоголя «Женитьба». Спектакль вышел легким и грустным одновременно. В нем есть и над чем посмеяться, и над чем задуматься.
Сюжет пьесы крутится вокруг свадьбы, вот только самой свадьбы нет – она маячит где-то в перспективе. Агафья Тихоновна (Ольга Бодрова) выбирает себе будущего мужа сразу среди четырех претендентов: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще и дородности Ивана Павловича – я бы тогда тотчас решилась!»
Пьесу Гоголя часто называют абсурдистской. Евгений Каменькович ее абсурдность поднял еще на несколько градусов, подчеркнув и подсветив ее парадоксы. И самый главный заключается в том, что все герои жаждут свадьбы, грезят о ней, размышляют, но любви-то нет. Женитьба здесь, скорее, коммерчески важный ход, деловое взаимовыгодное предложение. Каждый из участников хочет, чтобы партия, именно партия, а не невеста или жених, отвечала их конкретным требованиям.
Экзекутор Яичница (Василий Фирсов) сверяет приданное по предоставленному свахой (Мадлен Джабраилова) списку, отставной пехотный офицер Анучкин (Томас Моцкус) грезит французским языком, а бывший моряк Жевакин (Степан Пьянков) – красотками. Невесте же непременно подавай хоть какого, но дворянина с приятным лицом и хорошими манерами. И только один надворный советник Подколесин (Иван Вакуленко) не понимает, зачем ему вообще жениться. В результате у каждого из героев какого-нибудь пунктика, да не хватает.
В современном контексте «Женитьба» не кажется актуальной. Сегодня большинство молодых людей о свадьбе не задумывается вовсе: просто съезжаются да живут вместе. Но тут вступает старшее поколение, воспитанное совсем по-другому – один раз и навсегда. И на вопрос: «Зачем?» ответ чаще всего звучит как: «Ну как зачем? Надо!» А кому надо-то? В этом контексте Подколесин – как его друг Кочкарев (Юрий Буторин) – как бы воплощает современную молодежь и родителей, которые вечно бодаются за «хочу» и «надо». Как, впрочем, и невеста, которая явно также не доросла до семейной жизни.
Драматичность линии Агафьи режиссер усилил тем, что перенес место действия из купеческого дома в фотоателье и магазинчик по пошиву венчальных платьев, которыми по Каменьковичу владеет семейство Купердягиных. Всю жизнь девушка прожила в свадебной суматохе, готовилась к этому, а оказалась единственной как бы не при делах. И вроде бы все уже есть – и платье, и деньги, и даже фотограф, что по тем временам было редкостью, и ресторан заказан, а свадьбы все нет. Как и любви.
Чего не скажешь о химии между героями Бориса Яновского и Екатерины Новокрещеновой, которые сыграли Степана и Дуняшку, слуг Подколесина и Купердягиных. Их переглядывания и милые ужимки на фоне подчеркнутой искусственности Агафьи и женихов, выглядят особенно искренне.
Забавно реализованы образы женихов: каждый из них отдаленного напоминает какого-нибудь литературного персонажа. Высокий и лысый Яичница с суровым взглядом и в наглухо застегнутом мундире внезапно навевает мысли о Носферату, хихикающий жеманный Анучкин воскрешает в памяти Дуремара, восторженный с роскошной шевелюрой Жевакин – инфантильного и романтичного барона Мюнхгаузена, а сам Подколесин со своей треуголкой – комичного Наполеона. Особенно, в сцене с конем и дагерротипными снимками.
Запоминается интересная сценография (Ирина Корина), которая воссоздает два мира – мужской и женский, как бы подчеркивая характеры главных героев. В пространстве Подколесина в центре пустоты возвышается статуя бронзового льва, который для него все – и кровать, и стул, и тот, с кем можно поговорить в одиночестве и пожаловаться на свою никчемную жизнь. Чисто холостяцкое жилище. Мир Агафьи же – полная противоположность. В ее пространстве много всего: платья, манекены, вывески, цветы, ридикюли, светильники. И все это шелестит, двигается, светится.
Придумывать свой финал режиссер не стал, завершив спектакль по-гоголевски – прыжком Подколесина в окно. Это лишь подчеркнуло то, что со времен Гоголя осталось неизменным, несмотря на огромный технологический прорыв, – сами люди. Да и любви как не было, так и нет, а без этого чувства пропадает сама идея института брака – создание семьи, где главное не деньги, а счастье и взаимное уважение.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…