В Губернском театре дают настоящие испанские страсти – с поправкой на современность.
На сцену Московского Губернского театра после летнего перерыва вернулась зажигательная комедия «Собака на сене». Актерам в ней приходится очень непросто – здесь и сложные многофигурные мизансцены, и особая поэтическая ритмика. А еще песни, танцы и множество эффектных уловок, которые каждый раз застают зрителя врасплох.
«У нашего спектакля нет определенной эпохи, есть примерная стилистика того времени и пространства», – говорит Вера Шпак, играющая своенравную и гордую аристократку. Насколько размыты эти рамки, становится ясно сразу: высокородные поклонники задаривают Диану воздушными шариками и мягкими игрушками, а своего смущенного секретаря она заставляет повторять любовные комплименты в свете яркого прожектора. Теодоро (Андрей Исаенков) удивлен, уязвлен, но отступать ему некуда – к вящему ликованию зала.
Это тот самый случай, когда персонажи осознают, что они персонажи, и с воодушевлением работают на публику. Без слома четвертой стены и прочих модных ухищрений, но оригинально и точно. Личная драма будет переживаться под самым настоящим дождем (с уморительной пантомимой на заднем плане), чувство влюбленности – в облаке разноцветных конфетти. А неразрывный поцелуй действительно будет таковым – и любовникам придется проявить чудеса эквилибристики.
Очаровательные авторские отступления при этом не только визуальные: в нисколько не устаревшем переводе Михаила Лозинского иногда проскакивают забавные отсылки. Скажем, Тристан (Евгений Гомоной), придумавший способ соединить любящие сердца, говорит об Остапе Бендере. А сам процесс убеждения разыгран как бесконечно повторяющаяся интерлюдия с масками. Удивительно, но она не надоедает ни во второй, ни в третий раз.
«Произведение как бы все знают, – с хитрой улыбкой говорит режиссер Александр Коручеков. – Хотя на самом деле все знают фильм, а не текст Лопе де Вега. Это история про нас, потому что чувство, которое разрывает нас на части, случается со всеми. И задачей актеров было играть про себя, а не изображать испанские страсти».
Исполнители такой свободе действий признательны: по словам Веры Шпак, разные составы играют разных персонажей, из-за чего каждая постановка отличается от другой чуть сильнее, чем обычно. Неизменен только накал эмоций – и в Диане, и в Теодоро страсть борется с гордостью, хотя последний куда больше ограничен в маневрах. Впрочем, отпор и влечение оба отыгрывают с такой горячностью, что к финалу первого акта сцена оказывается в руинах.
Сердца здесь тоже разбиваются громко – под звуки танго, смех и овации. Постановка настолько увлекает, что ты и сам не понимаешь, как и когда начал аплодировать.
Отдельный комплимент – работе с голосом и жестами. Во-первых, всех артистов слышно даже тогда, когда им без помощи микрофона приходится перекрикивать бурную музыку. Во-вторых, они отлично раскрывают эмоциональный диапазон. Впечатления полнее в моменты, когда Тристан вместе с терпением «теряет» акцент, когда неуверенно дрожит голос Теодоро, а в стальном тоне Дианы едва заметным эхом отдается нервозность. Графиню боятся как огня – и вздрагивают даже на другом конце сцены.
Хороши при этом не только ведущие артисты: в «Собаке на сене» собрался потрясающий ансамбль, в котором каждый – узнаваемый архетип, помещенный в крайне щекотливые обстоятельства. С одной стороны, они практически не меняются, что дает лишний повод для шуток. С другой – почти все постепенно перерастают самих себя, отказываясь от предрассудков. Такое вот очищение через страдания, только куда более праздничное, чем можно было ожидать.
Комментарии