Кадр из фильма «Джек Фрост» (1998)
Снеговик кажется самым безобидным персонажем зимы. Его лепят дети, он тает первым и обычно ни во что не вмешивается. Но киноиндустрия с этим образом обошлась жестко и изобретательно. В разные годы снеговик пугал, спасал, возвращался с того света и неожиданно становился главным героем. «Кинорепортер» вспоминает фильмы, в которых снеговик выходил из тени и брал на себя куда больше, чем от него ожидали.
Фильм Майкла Куни появился в эпоху, когда видеопрокат окончательно стал лабораторией смелых экспериментов – территорией, где низкие бюджеты и отсутствие цензуры рождали самые дикие жанровые идеи. На этом фоне лента о серийном убийце, превратившемся в снеговика, звучала как вызов самому здравому смыслу – и именно поэтому обрела культовый статус. История создания только добавляет фильму очарования. Режиссер придумал идею во время отдыха у озера Биг-Беар, где однажды заметил, что слепленный снеговик будто «смотрит на него в ответ». Бюджет составил всего $500 тыс, но именно ограниченные ресурсы послужили катализатором креативности.
По сюжету маньяк Джек Фрост во время этапирования попадает в аварию: конвой сталкивается с грузовиком, перевозившим экспериментальное химическое вещество. После взрыва Фрост исчезает, а в тихом городке начинаются кровавые убийства. Убийца возвращается уже в нечеловеческом облике – способный менять форму, проникать в дома через трубы и щели, растворяться в воде и собираться заново. Его цель неизменна: расквитаться с шерифом Сэмом Тайлером, когда-то отправившим его за решетку. «Снежная месть» разворачивается с гротескным размахом: жертв засыпают льдом, пронзают сосульками и сбивают гигантскими снежными шарами. Контраст между ужасом и черным юмором делает этот фильм выдающимся примером кэмп-эстетики, характерной для 1990-х годов.
Порой рождественские чудеса случаются не в небе, а в самых неожиданных местах – например, в сугробе рядом с домом. В фильме Троя Миллера эта идея обретает буквальный смысл: погибший отец возвращается к сыну перевоплотившимся в снеговика, чтобы исправить то, на что не хватило времени при жизни. Майкл Китон играет музыканта Джека Фроста – талантливого, но вечно занятого человека, который больше всего на свете любил сцену и меньше всего успевал любить собственную семью. Только когда приходит смерть, он осознает, что самое важное в жизни – быть рядом с теми, кто любит и ждет.
На экране история превращается в нежную рождественскую балладу о прощении, тепле и памяти. Атмосферу душевности истории придала команда Jim Henson’s Creature Shop, прославившаяся своими достижениями в области кукольной анимации («Маппеты»). Именно она подарила снеговику живое лицо, способное выражать эмоции – улыбку, грусть, растерянность. Любопытно, что изначально образ разрабатывался под Джорджа Клуни, однако после его отказа костюм подкорректировали под черты Майкла Китона, придав им больше мягкости и человечности.
Перенесемся в 2013-й, когда Disney выпустила свой самый новогодний хит и подарила миру нового любимца – болтливого Олафа. В детстве две сестры, Эльза и Анна, слепили забавного снеговика и весело играли с ним. Однако со временем забыли о своем творении. Прошли годы, и однажды Эльза случайно оживила снеговика, когда ее ледяные способности вышли из-под контроля. Снеговик, которого сестры назвали Олафом, мгновенно ожил и стал разговорчивым другом. Он сопровождал героев, активно комментировал все происходящее и приносил им радость.
Олаф – это персонаж, который поражает своей индивидуальностью. Он с нетерпением ждет лета, мечтает о пляже и не скрывает своей любви к «теплым обнимашкам». Несмотря на постоянные потери рук и головы, он быстро их находит и продолжает вести себя как важная персона. Изначально сценаристы планировали сделать Олафа ледяным стражем замка Эльзы. Однако после того, как на кастинг пришел харизматичный Джош Гэд и озвучил этого героя, его голос придал Олафу особую живость. С выходом «Холодного сердца» неугомонный снеговик приобрел значительную популярность. У него появились собственные короткометражные фильмы и даже мини-сериал «Олаф представляет», в котором он пересказывает сюжеты популярных мультфильмов.
Экранизация одноименного романа Ю Несбе знакомит зрителя с детективом Харри Холле – норвежским следователем, которого сыграл Майкл Фассбендер. На заснеженных улицах Осло он расследует серию загадочных исчезновений женщин, и каждое новое преступление отмечено зловещим знаком: снеговиком, появляющимся после первого снегопада. Постепенно Холле понимает, что в этой истории на кону не только жизни невинных, но и его собственное прошлое, давно требующее расплаты.
Создатели изобретательно следуют канонам скандинавского нуара: герой борется с внутренними демонами и зависимостью, его напарница полна амбиций, а визуальный ряд чередует суровые пейзажи фьордов и хмурые улицы Бергена. Картинка местами напоминает туристическую открытку, но за внешней красотой скрыта леденящая тревога. Снеговики становятся мрачными вестниками грядущей беды – их холодные лица и безжизненные глаза усиливают ощущение неотвратимости ужаса. «Снеговик» – не столько детектив в чистом виде, сколько размышление о вине, утрате и холоде человеческой души.
В центре сюжета – Кэти, вдова и хозяйка уютного кафе в небольшом городке. Она старается справиться с утратой мужа, заполняя пустоту работой и заботами о клиентах. Подруги, желая вернуть ее к жизни, дарят ей красный шарф и рассказывают старинную легенду: если повязать его на снеговика накануне Рождества, судьба пошлет встречу с идеальным мужчиной. Кэти относится к этому с улыбкой – но, как водится в рождественских историях, чудеса не заставляют себя ждать. Через несколько мгновений снеговик исчезает, а в городе появляется таинственный незнакомец. Утром Кэти встречает высокого, слегка растерянного мужчину, разговаривающего (внезапно) со снежными фигурами. Он не помнит своего имени, но быстро обретает место в ее доме и сердце, получив простое имя – Джек.
Режиссер Джерри Чиккоритти, известный по множеству телевизионных сериалов, на этот раз обращается к жанру рождественской комедии с нотками магического реализма. Его фильм словно возвращает зрителя в эпоху наивных, теплых сказок о вере в чудо и втором шансе. Лэйси Шабер, знакомая зрителям по «Дрянным девчонкам», и Дастин Миллиган создают на экране очаровательный дуэт, выдержанный в духе классических праздничных ромкомов.
В новом фильме Александра Бабаева новогоднее волшебство получает не привычную романтическую, а по-настоящему эпическую трактовку. Дед Мороз (Александр Самойленко) теряет силы – взрослые больше не верят в чудеса, и магия постепенно тает вместе с ним самим. В момент ослабления его власти коварная помощница Вьюга (Полина Максимова) решает захватить мир. Перед гибелью Мороз успевает отправить на Землю последний источник магии – волшебный шарф, в котором заключены остатки его силы. Артефакт оказывается у школьницы Вари (Екатерина Темнова) – тихой новенькой, подвергающейся травле из-за своей детской веры в чудеса. Однажды, слепив во дворе снеговика, она становится свидетельницей маленького чуда: снеговик оживает, и вместе они отправляются спасать мир.
Картина Бабаева знакомит зрителя с новым образом снеговика. Это уже не просто зимняя забава или символ угрозы, а подлинный герой семейного праздника. Здесь снеговик становится спасителем, который вдохновляет, защищает и напоминает людям, что чудеса возможны, пока в них верят. На противоположной стороне – Вьюга, эффектный и пугающе современный антагонист. Она проникает в человеческие сомнения, превращая их в инструмент контроля.
Семейное фэнтези Ивана Соснина «Легенды наших предков» завоевало награду на итальянском смотре vvfilmf – одном из крупных европейских фестивалей, который…
Никита Михалков снова переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ. Этот пост он занимает с 1998 года. Соответствующее решение было…
Новый год – время волшебства. А где еще можно найти настоящие чудеса, как не в театре? В этой подборке рассказываем…
В ноябре в российских онлайн-кинотеатрах стартовал показ основанного на реальных событиях сериала «СВОИ». Его создатели говорят, что это первый художественный…
Зимний сезон – идеальное время для того, чтобы прикоснуться к чему-то разумному, доброму, вечному. Погрузиться в согревающие и расслабляющие романтические…
Джеймс Кэмерон опроверг историю Мэтта Дэймона насчет его потенциального гонорара в «Аватаре». Ранее актер рассказывал, что ему якобы предлагали 10%…