1985 год, депрессивный городок на окраине Ирландии. В канун Рождества Билл Ферлонг (Киллиан Мерфи), тихий и добрый человек, развозящий по округе уголь, становится свидетелем нехорошей сцены в местном монастыре. На первый взгляд ничего такого: взволнованные родители оставляют свою дочь на попечение монахинь. Она умоляет не бросать ее, но с каждым шагом отчаяние уступает чувству безысходности, которое парализует и самого Билла. Дома обеспокоенного мужчину утешает супруга (Айлин Уолш): дескать, девочки имеют кров и кусок хлеба, чего другие дети лишены из-за бедственного положения родителей. Да и в приют они попадают исключительно по своей вине – с их пятерыми дочерьми такого уж точно не случится.
«Мелочи жизни», основанные на реальных событиях, работают на полутонах. Это на сто процентов контекстуальная история, в которой ужасы религиозных концлагерей – именно так в прессе называли подобные монастырские приюты – практически не демонстрируются напрямую. Но чем ближе к финалу, тем сильнее они ощущаются: почти случайные детали с каждой минутой складываются в общую картинку. Босые и полураздетые девушки на снегу, тяжелая работа, которая начинается задолго до рассвета, напускная строгость сестер, перерастающая в откровенно диктаторские замашки.
Моральное давление, помноженное на беспомощность, чувствует и сам Билл – много лет назад его мать (Агнес О’Кейси) побывала в этом же приюте и чудом вырвалась на свободу. Даже будучи взрослым человеком, Ферлонг ощущает себя запуганным мальчиком, недостойным хорошего обращения. Он не в силах поднять глаза на собеседника, с трудом выдавливает из себя тихие реплики. Но случайная встреча пробуждает давние воспоминания, от которых он уже не в силах избавиться.
Беспокойство растет в нем постепенно, пока наконец не прорывается, заставляя стирать перепачканные углем руки в кровь, бодрствовать по ночам и задыхаться от нехватки воздуха. Дезориентацию героя подчеркивает плывущая картинка и дрожащий свет фонарей, но его внешняя сдержанность при таком накале страстей никуда не девается: сопротивление здесь ощущается бесполезным, а слезы могут быть только беззвучными.
Долгое время неясно, что вообще происходит: смутные подозрения Билл держит при себе, не делясь даже с близкими. Суровая правда ставит его перед очередным выбором, в котором религиозная мораль предстает в самом извращенном свете, а любовь к Христу подменяется страхом перед ним. Ферлонг ежесекундно сталкивается с чувством вины – навязанным извне и внутренним. Спасти одного человека означает подвести под удар собственную семью, но разве не так должен поступать истинный христианин? Или доброта распространяется не на всех, и одни рабы божьи должны страдать больше, чем другие?
Для полного понимания сюжета стоит кое-что знать о так называемых «прачечных Магдалины», появившихся в конце XVIII века и просуществовавших до конца XX-го. Если коротко, речь идет о незаконном удержании, почти тюремных условиях содержания, постоянной работе с химикатами (еще один важный для сюжета нюанс), физическом и моральном истязании тех, кто нуждался в помощи, а вместо этого получил унижение и отвержение. В Ирландии документально подтверждены тысячи подобных случаев, при этом сотни жертв навсегда остались в монастырских стенах. Буквально: правда вскрылась после обнаружения незаконных захоронений, останки из которых монахини экстренно сожгли. Получается, что травма эта даже не поколенческая – настолько долго она существовала с молчаливого одобрения общества.
Даже при таких вводных создателям удается избежать чрезмерного морализаторства. Да, банальность зла олицетворяет в первую очередь сестра Мэри (Эмили Уотсон удостоилась за свою игру «Серебряного медведя» Берлинале), но совсем не зря взгляд Билла фокусируется и на отвязных парнях, которые волочатся за хорошенькими девушками на улице, и на жене, с радостью принявшей рождественский подарок от монахинь. В воздухе разливается ощущение коллективной ответственности, стыдливо прикрытой страхом, но сам герой отказывается кого-либо обвинять. Он просто делает то, что должен.
Этот же принцип исповедует Тим Милантс, работавший с Киллианом Мерфи над «Острыми козырьками». Притом что он создает намеренно тревожную атмосферу – в кадре чаще всего мокро, холодно и голодно, ближе к финалу «Мелочи жизни» все больше напоминают святочный рассказ. Даже имя Чарльза Диккенса звучит несколько раз (он, кстати, открыто выступал против «прачечных Магдалины»). Да и Билла сквозь темноту ведут хорошие воспоминания – несмотря на бедное детство, ему было к кому обратиться, и, возможно, именно поэтому он не сломался окончательно.
В ленте вообще блестящий актерский состав – в эпизодах, например, появляются Мишель Фэйрли и Марк МакКенна, – но именно гипнотическая игра Мерфи не позволяет отвести от экрана взгляд. Во многом благодаря его стараниям драму, в которой мало что показывается явно, нельзя назвать ни изнурительной, ни тоскливой. Остальное – заслуга сценариста и режиссера, которые сделали ставку на человеческую чуткость и умение называть вещи своими именами, а не на собственные амбиции и желание шокировать публику. Сними они социальный хоррор, он бы производил совсем другое впечатление.
Он заставил нас поверить в инопланетян и помог приобщиться к творчеству Чарльза Буковски. Исследовал тему физической близости и сам чуть…
В этом году «Российская креативная неделя» (РКН) пройдет в Москве с 25 по 27 сентября в Национальном центре «Россия». Три…
Маяк – мощнейший символ, который кинематографисты по всему миру давно взяли на вооружение. Причем символ скорее зловещий, вопреки прямому назначению…
Шарлиз Терон обладает редким актерским диапазоном, что позволяет ей одинаково убедительно воплощать совершенно разных персонажей. Актриса с легкостью переходит из…
Хмурая наследница семейки Аддамс собрала рекордную аудиторию на Netflix – сериал о ней уступил по просмотрам разве что «Игре в…
К 55-летию М. Найта Шьямалана обожаемого одними и ненавидимого другими, собрали хит-парад картин, которые повелитель твистов нежно любит и каждому советует…