Театр

Слово о полку охранников

На Малой сцене театра на Малой Бронной режиссер Кирилл Вытоптов поставил спектакль «Слово о полку Игореве» в исполнении хора охранников. Это история о современных мужчинах, потерявших в ходе развития цивилизации самое главное — свое предназначение. А чтобы эта острейшая проблема современности прозвучала убедительно, режиссер воинам современности — рядовым охранникам, противопоставил их пращуров, воинов Древней Руси. Отсюда и обращение к памятнику древнерусской литературы.

Вторая премьера сезона на Малой Бронной под руководством Константина Богомолова показала, в каком направлении худрук будет выстраивать свою политику. А именно: его театр будет отличаться от множества других «лица не общим выраженьем». Что, надо признать, свойственно и самому режиссеру — по тому же принципу он, судя по всему, будет отбирать и режиссеров-постановщиков. Кирилл Вытоптов как раз из их числа. Он пришел к Богомолову с несколькими идеями, а тот остановился на «Слове», по словам Вытоптова, «почувствовал в нем потенциал».

«У меня давно была эта идея – соединить «Слово о полку Игореве» с реальными историями современных охранников, — рассказал режиссер в интервью «КиноРепортеру». — Ведь в «Слове» речь идет о неудачном походе князя Игоря, который привел к многим бедам, отразившимся и на его родной земле. И если вчитаться в текст, да еще обратиться к Ипатьевской летописи, то станет ясно, что исторический персонаж, князь Игорь, испытывал нечто вроде раскаяния — что же я натворил? Так что одна из тем спектакля — тема ответственности. Другая тема — ощущение мужчины, исторического героя, воина, который бьется, и мужчины сегодняшнего, который работает, не сходя со своего места. То есть тема героического. Вот этот конфликт мы исследовали: нужен ли вообще такой герой? Что это такое? И нуждаемся ли мы в них? В тех, кто живет в планктоновой зоне, где все однородно, вяло, безвольно. Не знаю, насколько эти темы прозвучат в спектакле для зрителей, но для нас все это было очень важно».

Действительно, злободневные темы поднимают в своем спектакле его создатели — драматург Саша Денисова, художник Нана Абдрашитова, композитор Владимир Горлинский. Почему выбрали охранников в качестве противопоставления героям историческим, понятно. Ведь охранники это по сути воины. Но эта участь для большинства — тяжкая повинность. Кто-то из них был рожден астрономом, кто-то геологом или географом, но нужда заставила работать охранником, поступившись своим предназначением. И кто в этом виноват? Время или они сами ? Большой вопрос. Ведь чем занято большинство рядовых мужчин сегодня на Руси? Они или торгуют, или охраняют. А если в душе мужчины есть тяга к героическому, где и как он может это реализовать? И вопрос — и большая проблема. Так что не нам судить — нужны ли они такие, «живущие в планктоновой зоне», нашему обществу. Они вынуждены жить по сложившимся правилам, у них зачастую просто нет выбора, но есть чувство ответственности за семью, за детей.

В спектакле каждый из героев-охранников рассказывает свою личную историю — как и почему он оказался на своем посту. Чтобы сделать эти истории достоверными, артисты брали интервью у реальных людей, работающих в охране. В спектакле каждый из них в свой черед будет повторять цитаты из «Слова о полку Игореве». По словам режиссера, пьеса складывалась по ходу репетиций. Вместе с драматургом они придумывали ход: где именно будут звучать тексты из «Слова», соединяя таким образом материал с режиссерским решением. Сделано, кажется, все, чтобы весело рассказать о вещах серьезных. Чего стоит одно только появление рыцаря в доспехах, который поначалу воспринимается как ряженый. А это, оказывается, сам князь Игорь. То ли плод воображения затосковавших охранников, то ли еще что. Но именно с ним они будут вести разговоры о самом главном, при этом представая перед зрителями потерянными, а порой откровенно трусливыми персонажами. А где же истинные герои нашего времени? На этот вопрос нет ответа.

 

Да это и не было задачей Кирилла Вытоптова. Свои идеи в спектакле он реализовал, поскольку нашел в текстах памятника литературы Древней Руси то, что резонирует с днем сегодняшним. Но назвать свой спектакль «Слово о полку Игореве» большая смелость, с одной стороны, и беспроигрышный маркетинговый ход, с другой. Хотя режиссер и акцентирует внимание на том, что в названии спектакля есть еще слова: «Исполняет хор охранников», но на большинстве афиш именно эти слова почему-то выпали. Понятно ли прозвучат для зрителя главные темы, затронутые создателями спектакля — тоже вопрос, Который по признанию режиссера-постановщика, остается открытым и для него самого.

 

 

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

3 часа назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…

18 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

19 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

21 час назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

23 часа назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

1 день назад