На ММКФ объявили первых победителей – конкурсный фильм «След зверя» получил приз жюри российской кинокритики, а режиссера Ненада Павловича удостоила особого упоминания Федерация киноклубов России. Действие триллера разворачивается в 1979 году: до распада Югославии больше десятилетия, но все вокруг буквально кричит о том, что необратимый процесс уже начался. А одни комитетчики, подсиживая других, прямым текстом заявляют, что страна – нарывающий чирей, из которого необходимо время от времени выкачивать гной.
Эта неприятная задача ложится на плечи журналиста белградской «Панорамы», бывшего революционера с пламенным сердцем и говорящим именем Югослав. Формально он отправляется в восточную Сербию по заданию редакции – в местной школе повесился учитель, волочившийся за девушками. Однако захолустье оказывается богатым на события: неподалеку происходит политическое убийство, выдирающее из столицы тяжелобольного чиновника Благое. При этом жертвой становится зять чекиста, а на месте преступления задерживают его опального сына Алешу.
К гордиеву узлу, сотканному из семейных обид и неурядиц, Югослав подступается осторожно. Но в результате, конечно же, получает доступ к телу. Точнее, к телам – смертей тут хватает. И в этом чувствуется слабина: создатели норовят превратить героя в стороннего наблюдателя и упрямо ведут его дорогой совпадений. Некоторые в итоге оказываются не такими уж и случайными, но к разгадке журналист приближается именно за счет удачных контактов: последние новости ему сообщает соседка, а с подпольными бунтовщиками знакомит давний фанат, жаждущий вырваться из сельского захолустья.
Это не умаляет бесстрашия Югослава – в пекло он лезет самоотверженно. Но на журналиста, который ни черта не понимает, пеняют буквально все вокруг. С другой стороны, герой он не единственный: персонажей той или иной степени значимости наберется на целую галерею. При этом образы варьируются от комичных, в тарантиновском духе, до весьма зловещих.
Со стилистикой и визуальным оформлением здесь вообще все отлично. Авторы скрупулезно создают нужную атмосферу и придают осязаемую форму своим представлениям о той эпохе – вероятно, там не было такого количества ярких цветов, неоновых вывесок и джазовых мелодий. Да и пыток, наверное, было поменьше. А вот в существовании кожаных курток и пленочных диктофонов – настоящий олдскул! – сомневаться не приходится.
По сюжетному и смысловому наполнению «След зверя» – любопытный мэшап: есть убийство и самоубийство, личные счеты бывших коллег, сложные отношения отцов и детей, поиск разоблачающих мемуаров, ритуальные обряды и пунктирная линия про педофилов. Внимание при этом акцентируется на ощущениях, а не на деталях – имена Тито и Чаушеску упомянуты вскользь, зато цепные псы режима всегда где-то неподалеку.
«След зверя» неуловимо напоминает «Казнь», пусть на сей раз дело и обходится без серийных убийц: атмосфера не такая густая, но распад страны отлично рифмуется с распадом личности, а запоздавшие сожаления лишь множат страдания. При этом здесь есть и юмор – о комедии положений речи не идет, зато в цель бьют шутки про реалии, от которых никуда не деться. Да и крепкое словцо на сербском вызывает понимание – все же братский народ.
Глазу тоже есть за что зацепиться: российскому зрителю явно знакомы Петар Зекавица («Союз спасения») и Милена Радулович («Фандорин. Азазель»). Наконец, на титрах звучит зажигательный сербский постпанк с нотками психоделики: в свое время Električni Orgazam перепевали The Doors и Nirvana, а тут исполняют песню про крокодилов. В общем, смотрите и слушайте – эксперимент вышел как минимум любопытный.
Известный шведский пересмешник, трижды лауреат Каннского фестиваля Рубен Эстлунд готовит новую сатирическую комедию, которая, без сомнения, станет не менее громким…
В прошлом году мы видели Эмму Стоун в феминистской комедии Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные», за роль в которой она удостоилось номинации…
Когда-то роль в прорывном зомби-хорроре «28 дней спустя» прославила Киллиана Мерфи на весь мир, дав мощный толчок его карьере. И…
Сегодня, 18 мая, по всей России уже в 17-й раз пройдет акция «Ночь музеев», в рамках которой многие площадки –…
Группа профессиональных уголовников похищает девочку – дочь какого-то, по-видимому, богача. С целью истребования выкупа. Доставив ее в условленное место, жутковатого…
Когда природа, подобно утонченному художнику, раскрашивает урбанистический пейзаж Москвы зелеными оттенками, а деревья на набережной примеряют новые сарафаны, становится ясно:…