Осторожно, в тексте есть спойлеры!
Вампиры, может, и не отражаются в зеркале, зато прекрасно запечатлеваются на пленке. Доказательств более чем достаточно: любой фанат хоррора может подобрать вам кровососа на любой вкус — от европейского аристократа Бела Лугоши («Дракула», 1931) до скандинавской странной девочки Эли («Впусти меня», 2008). Один только классический роман Брэма Стокера был экранизирован несколько десятков раз — еще одно подтверждение неистребимой живучести вампиров. За очередную адаптацию старого сюжета взялся британский дуэт Стивена Моффата и Марка Гэтисса (создатели «Шерлока», сделавшего Бенедикта Камбербэтча большой международной звездой).
Новый «Дракула», взявший за основу все тот же роман Стокера, будто бы сделан по лекалам предыдущего хита Моффата-Гэтисса. Сезон состоит всего из трех серий, зато каждая из них длится полтора часа. Классическая история чередуется с актуальными шутками и перестраивается под детективный нарратив — первый же эпизод представляет собой допрос изуродованного английского адвоката Джонатана Харкера, которому не посчастливилось стать гостем в огромном и запутанном особняке графа Дракулы. Молодой человек с каждым днем теряет жизненные силы, в то время как неопрятный сморщенный старик трансформируется в привлекательного аристократа (и заодно теряет восточно-европейский акцент).
Критики сравнивают нового «Дракулу» с «Шерлоком» — и виной тому не отсутствие фантазии. Моффат-Гэтисс намеренно превращают легендарного вампира в аналог криминального гения Мориарти — манерно попивая густую кровь из винных бокалов, трансильванский граф готовится к вторжению в Британию (там кровь аристократичнее и гуще). Его интеллектуальным соперником становится Ван Хельсинг, который сменил пол и профессию, — легендарный охотник на нежить оборачивается прогрессивной монашкой. Именно она ведет допрос Джонатана Харкера, а после сталкивается лицом к лицу с Дракулой (их противостоянию посвящен второй эпизод сериала, который напоминает «Убийство в Восточном экспрессе» — не зря же Ван Хельсинга теперь зовут Агата).
Первые два эпизода «Дракулы» могут порадовать любителей хорроров и острых сюжетов в викторианских декорациях. Титульного антигероя играет датский актер Клас Банг («Квадрат») — и он продолжает достаточно традиционную репрезентацию вампира-аристократа. Его Дракула наделен дьявольским огоньком в глазах и ироничным чувством юмора («я вон из кожи лез», сообщает обнаженный вампир монахиням, выбираясь из шкуры волка). Харизматичная Агата Ван Хельсинг (Долли Уэллс) — еще одна составляющая успеха: умная женщина с дерзкими манерами и прекрасным пониманием психологии своего сверхъестественного соперника.
Однако Моффат и Гэтисс прославились как лихие косметические хирурги, подтягивающие морщинки на старых историях. И главной неожиданностью становится внезапная смена времени действия — викторианская эпоха сменяется XXI веком в третьем эпизоде (Дракула погружается в анабиоз на морском дне, не доплыв до британских берегов).
Именно здесь становится очевидной слабость выдумок Моффата-Гэтисса. В первых двух эпизодах они изобретательно снабжают стокеровский сюжет остротами, цепляющими диалогами и маленькими хитростями. В третьем они идут ва-банк — Дракула переезжает в хипстерский лондонский лофт и отыскивает новых жертв в «Тиндере», потомок Агаты Ван Хельсинг (все еще с лицом с Долли Уэллс) страдает от рака и работает в фонде имени Джонатана Харкера, который посвятил себя исследованию вампиризма и ожиданию пробуждения Дракулы.
И этот отчаянный манифест обновления крови попросту не срабатывает — книжный первоисточник выброшен куда-то на обочину, а вместо него громоздятся большие и маленькие плот-твисты, которые не выводят «Дракулу» никуда. Моффат-Гэтисс даже проводят своеобразный сеанс психоанализа в попытке разрушить некоторые вампирские стереотипы, но толку от него никакого — зритель узнает, почему вампир боится крестов и солнечного света, но делать с этим знанием абсолютно нечего.
Финал «Дракулы» заколачивает в сердце главного героя осиновый кол — узнав много нового о своих фобиях, легендарный граф просто не представляет, что ему делать дальше. Равно как и его создатели снова демонстрируют собственную сценарную слабость — тот же «Шерлок», сильно отступив от конан-дойлевских сюжетов, провалился в бездну пустого самолюбования и фан-сервиса. Новая инкарнация Дракулы останется в истории как неудачная попытка переосмысления классики (пускай и с эффектной экспозицией). Некоторых монстров лучше не беспокоить.
«Дракула» доступен на Netflix.
Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…