Канал BBC вернул к жизни еще одного культового героя британской литературы. Рассказываем, почему переосмысление романа Брэма Стокера напоролось на осиновый кол.
Осторожно, в тексте есть спойлеры!
Вампиры, может, и не отражаются в зеркале, зато прекрасно запечатлеваются на пленке. Доказательств более чем достаточно: любой фанат хоррора может подобрать вам кровососа на любой вкус — от европейского аристократа Бела Лугоши («Дракула», 1931) до скандинавской странной девочки Эли («Впусти меня», 2008). Один только классический роман Брэма Стокера был экранизирован несколько десятков раз — еще одно подтверждение неистребимой живучести вампиров. За очередную адаптацию старого сюжета взялся британский дуэт Стивена Моффата и Марка Гэтисса (создатели «Шерлока», сделавшего Бенедикта Камбербэтча большой международной звездой).
Новый «Дракула», взявший за основу все тот же роман Стокера, будто бы сделан по лекалам предыдущего хита Моффата-Гэтисса. Сезон состоит всего из трех серий, зато каждая из них длится полтора часа. Классическая история чередуется с актуальными шутками и перестраивается под детективный нарратив — первый же эпизод представляет собой допрос изуродованного английского адвоката Джонатана Харкера, которому не посчастливилось стать гостем в огромном и запутанном особняке графа Дракулы. Молодой человек с каждым днем теряет жизненные силы, в то время как неопрятный сморщенный старик трансформируется в привлекательного аристократа (и заодно теряет восточно-европейский акцент).
Критики сравнивают нового «Дракулу» с «Шерлоком» — и виной тому не отсутствие фантазии. Моффат-Гэтисс намеренно превращают легендарного вампира в аналог криминального гения Мориарти — манерно попивая густую кровь из винных бокалов, трансильванский граф готовится к вторжению в Британию (там кровь аристократичнее и гуще). Его интеллектуальным соперником становится Ван Хельсинг, который сменил пол и профессию, — легендарный охотник на нежить оборачивается прогрессивной монашкой. Именно она ведет допрос Джонатана Харкера, а после сталкивается лицом к лицу с Дракулой (их противостоянию посвящен второй эпизод сериала, который напоминает «Убийство в Восточном экспрессе» — не зря же Ван Хельсинга теперь зовут Агата).
Первые два эпизода «Дракулы» могут порадовать любителей хорроров и острых сюжетов в викторианских декорациях. Титульного антигероя играет датский актер Клас Банг («Квадрат») — и он продолжает достаточно традиционную репрезентацию вампира-аристократа. Его Дракула наделен дьявольским огоньком в глазах и ироничным чувством юмора («я вон из кожи лез», сообщает обнаженный вампир монахиням, выбираясь из шкуры волка). Харизматичная Агата Ван Хельсинг (Долли Уэллс) — еще одна составляющая успеха: умная женщина с дерзкими манерами и прекрасным пониманием психологии своего сверхъестественного соперника.
Однако Моффат и Гэтисс прославились как лихие косметические хирурги, подтягивающие морщинки на старых историях. И главной неожиданностью становится внезапная смена времени действия — викторианская эпоха сменяется XXI веком в третьем эпизоде (Дракула погружается в анабиоз на морском дне, не доплыв до британских берегов).
Именно здесь становится очевидной слабость выдумок Моффата-Гэтисса. В первых двух эпизодах они изобретательно снабжают стокеровский сюжет остротами, цепляющими диалогами и маленькими хитростями. В третьем они идут ва-банк — Дракула переезжает в хипстерский лондонский лофт и отыскивает новых жертв в «Тиндере», потомок Агаты Ван Хельсинг (все еще с лицом с Долли Уэллс) страдает от рака и работает в фонде имени Джонатана Харкера, который посвятил себя исследованию вампиризма и ожиданию пробуждения Дракулы.
И этот отчаянный манифест обновления крови попросту не срабатывает — книжный первоисточник выброшен куда-то на обочину, а вместо него громоздятся большие и маленькие плот-твисты, которые не выводят «Дракулу» никуда. Моффат-Гэтисс даже проводят своеобразный сеанс психоанализа в попытке разрушить некоторые вампирские стереотипы, но толку от него никакого — зритель узнает, почему вампир боится крестов и солнечного света, но делать с этим знанием абсолютно нечего.
Финал «Дракулы» заколачивает в сердце главного героя осиновый кол — узнав много нового о своих фобиях, легендарный граф просто не представляет, что ему делать дальше. Равно как и его создатели снова демонстрируют собственную сценарную слабость — тот же «Шерлок», сильно отступив от конан-дойлевских сюжетов, провалился в бездну пустого самолюбования и фан-сервиса. Новая инкарнация Дракулы останется в истории как неудачная попытка переосмысления классики (пускай и с эффектной экспозицией). Некоторых монстров лучше не беспокоить.
«Дракула» доступен на Netflix.
Комментарии