В преддверии юбилея «КиноРепортер» поговорил с актрисой еще о красоте, настоящем успехе и воле случая.
Когда она оказывается рядом, все начинают радоваться, двигаться энергичнее, кажется, что и жить начинают быстрее. Эта маленькая и живая женщина – большая актриса Елена Валюшкина, покорившая сердца миллионов зрителей и команды «КиноРепортера».
Вы постоянно на съемках или в театре, постоянно в разъездах на гастролях. И несмотря на этот сумасшедший график, выглядите прекрасно. Откроете секрет?
— Да нет никакого секрета! Просто, как большинство женщин, хочу хорошо выглядеть. Дело не в моей профессии: у меня будут роли, даже если я буду выглядеть плохо, – только в другом амплуа. Причем нет особой задачи выглядеть молодо – мне нравится ухаживать за собой. Красота – страшная сила, вопрос денег. Если бы у меня их было побольше, я бы не вылезала из косметических кабинетов и спа, потому что все время появляется что-нибудь новенькое.
А со спортом дружите?
— Очень люблю плавать. Могу несколько часов подряд не вылезать из воды. Правда, только в море! Бассейн — не моя история.
Кстати, перед «Последним богатырем» тренировки не потребовались?
— Их почти не было, потому что я там только немножко мечом помахала. По-настоящему тяжело было изображать, как я летаю: меня привязывали ремнями, поднимали на несколько метров, и надо было висеть по несколько часов. Вообще, считаю, пусть каскадеры в свое удовольствие выполняют свою работу, а я – свою.
В последней части «Богатыря» ваша героиня оказывается главной злодейкой. Как вам такая метаморфоза?
— У меня вообще была очень странная история с этим фильмом. Позвонила директор по кастингу и сказала: «Лен, я очень хочу, чтобы ты сыграла. Не смотри, пожалуйста, что там роль домработницы, потому что будет еще часть, я тебе ручаюсь». А когда в кино подобное обещают, то этого никогда не происходит. И я сказала, что хочу быть Бабой-ягой. Она говорит: «Нет, уже выбрали Лену Яковлеву. Но, пожалуйста, согласись. Ты не пожалеешь!» Сыграла я эту уборщицу Галю… И уже когда мы вроде все отсняли, режиссер Дима Дьяченко придумал финальный выход ведьмы Варвары.
Да, отличный был ход! Классический клиффхэнгер.
— Невероятный! Но сложился образ не сразу. Сначала нарисовалось черное платье, потом корону эту придумали, которая мне лоб разбила, – не каждая же голова корону выдержит. (Смеется.) А с прической никак определиться не могли… И был у меня такой паричок – когда-то давно я его в Америке купила на всякий случай для театра. Я его надела – и все, сочинилась история. Мне все безумно понравилось, потому что сниматься в такой сказке – это, конечно, подарок!
Можно считать успех «Богатыря» возрождением жанра сказки в российском кино? Или это разовая победа?
— К сожалению, сказка – это очень затратная история. Графика должна быть графикой. Аппаратура дорогая, костюмы, грим и очень много народу. Например, у нас был съемочный день в Карелии – всадники на лошадях, у каждой лошади мальчик или девочка, которые во время перерыва ее держат. Каждую лошадь везли в отдельном вагончике. Избушку туда притащили на курьих ножках… Представляете, сколько это все стоило? Но пошел дождь, причем проливной. Час посидели, два и решили, что пусть хоть конница проскачет, что ли… Ливень, грязь, конь упал на каскадера, сломал ему бедному ребро. И в итоге ничего не вышло. Я уехала на другой проект, у остальных тоже свои дела. И мы этот эпизод потом уже где-то в полях под Сочи досняли.
Сказки в детстве любили смотреть?
— Я и сейчас их люблю! Очень жду «Чебурашку». Невероятно красиво должно быть, и актеры такие мощные – энергетика с экрана через край хлещет.
Вы же теперь сами читаете сказки в своем телеграм-канале…
— Эта история началась, когда все сидели дома во время карантина. Не было спектаклей, остановились съемки, а мне хотелось быть и в кино, и в театре, и я решила читать сказки. И сразу стала получать теплые отзывы: что дети и мужья засыпают под мои сказки и что они снимают страх полета. Один мальчик написал: «У меня умер папа, и маму замучила бессонница. Что я только ей не ставил – музыку, фильмы, аудиокниги, но как только нашел вас, она стала засыпать».
Обычно так перед сном бабушки внукам читают… Кстати, многие актрисы отказываются от ролей бабушек. Вас они не смущают?
— Я легко перешла сначала на роли мам, потом на теть, теперь и бабушек играю. А куда деваться? Мне 8 декабря 60 лет исполняется, и что, я буду Золушку играть?
У ваших героинь и профессии самые разные, например, в сериале «ИП Пирогова» ваша Надежда – кондитер. А вы торты печете?
— Я очень хорошо готовлю – моя мама была поваром-кондитером. У меня есть фирменный торт, и все, кто его хоть раз пробовал, говорили, что это самый лучший «Наполеон» из тех, что они когда-либо ели. Однажды я к Новому году испекла его, поставила, чтобы пропитался, и спать легла. Проснулась от громкого чавканья. Смотрю, моя собака забралась на стол и пожирает мой праздничный торт, закрыв от удовольствия глаза. Я чуть с ума не сошла! (Смеется.)
И в «Последнем богатыре», и в «ИП Пирогова» у вас не самые приятные героини. А на какую роль вы никогда не согласитесь?
— Когда какая-нибудь жуткая человеческая история и весь фильм надо убиваться, страдать, пропускать это через себя. Я говорю нет, потому что этого физически не выдержу. Или сейчас мне много сценариев присылают, где много пошлости, порнухи и с матом. И когда это все в совокупности – уже перебор.
Одна из первых ваших ролей в кино – в «Формуле любви». Она определила ваше амплуа?
— К этой роли у меня особое отношение. Мы снимали 2 серии, и у меня там была главная роль – возлюбленной графа Маши. А из-за того, что Нодар Мгалоблишвили, который и играл графа Калиостро, сломал ногу на съемках, все пришлось сократить, и моя роль сдулась. Мне было так плохо, что я этот фильм просто возненавидела и долго смотреть не могла. А сейчас понимаю, «Формула любви» прошла испытание временем, ее все любят, и как-то глупо обижаться. Что бы там ни было, это же здорово, что тебя ассоциируют с такой картиной!
Но сами съемки у Марка Захарова понравились? Так ли на них было смешно, как вышло на экране?
— Это очень здорово было снимать, потому что мы жили все вместе в борьбе – в жуткой общаге какой-то без горячей воды. И у наших стариков – Татьяны Пельтцер и Леонида Броневого – была своя программа, они в преферанс играли на деньги и нас не пускали в свой круг категорически. А Александр Абдулов был заводилой и все время что-то придумывал вроде ночной рыбной ловли. И потом у Марка Анатольевича чувство юмора особенное, не встречала больше таких людей. Кстати, когда мы начали снимать «Горько!», я вдруг поняла, что Жора Крыжовников мне чем-то ужасно напоминает Марка Захарова. Поделилась этим наблюдением, а мне говорят: «Здрасьте, приехали! Он же его ученик».
Слышали от учеников Захарова, что в какой-то момент они под влиянием его мощнейшего обаяния невольно начинали использовать фразочки и интонации мэтра…
— Конечно, когда ты с таким великим человеком рядом! У меня была похожая история. В Театре им. Моссовета шел спектакль «Братья Карамазовы», где Грушенькой была Ирина Муравьева. Играла она эту роль уже долго и предложила мне ее заменить. Я усердно учила текст, а мой первый муж (актер и педагог Леонид Фомин, — КР) мне реплики подкидывал. Лежим, значит, он мне реплику, я отыгрываю. Вдруг говорит: «Все, не могу больше: у меня такое ощущение, что я в кровати с Муравьевой». (Смеется.) Сейчас «Бесприданницу» в театре начали репетировать, и я думаю теперь, как бы не свалиться в Алису Фрейндлих, которая там бесподобно играла.
После «Формулы любви» вы мгновенно стали очень популярны, но на экране появлялись мало. Предпочли театр или в кино не звали?
— Звали. Очень много куда! Но мой первый муж был моим педагогом и на 15 лет старше меня. И после «Формулы любви» решил, что еще одна поездка на съемки, и меня у него уведут, так что лучше мне не сниматься вовсе. Да и когда? В театре у меня было по две премьеры в год и обязательно какой-то ввод. Я из театра вообще не вылезала – иногда даже спала между репетициями и спектаклями в гримерной. Так что меня дома целыми днями не было, а муж в это время за меня всем отказывал. Мобильных же не было тогда — вся связь через домашний телефон. Только через много лет я об этом узнала.
Интересно, сколько же ролей мимо вас таким образом прошло?
— Очень много! Например, на ММКФ недавно Никита Михалков показывал свой документальный фильм про съемки драмы «Вспоминая Чехова», которую он так и не закончил. Я лишь не так давно выяснила, что он меня туда приглашал.
Вы вернулись в кино с фильмом «Граница: Таежный роман» Александра Митты?
— Нет. Почему-то этот фильм все вспоминают. Кстати, там Гарик Сукачев должен был играть моего мужа, но не приехал. Тогда Митта решил сам сняться, но, конечно, уже в роли не мужа, а отца. И я должна была его по сюжету ударить. А чтобы я поняла, как бить, он первый мне так вломил, что шишка вскочила. Зато потом я с таким удовольствием все дубли лупила его по голове! (Смеется.)
Всенародная любовь началась после «Горько!»?
— Нет, раньше – вместе с «Универом». Теперь куда ни приду, меня все окликают Зоей Михайловной. Однажды в Нью-Йорке даже такое случилось. Неимоверно популярные и сериал, и роль. Мне хотя бы раз в день за него кто-то обязательно говорит спасибо.
Повезло?
— Не верю в везение! Я никогда ничего не получала просто так. Вот, опять же, роль в «Горько!». Приезжаю на пробы, там очередь из актрис, я их всех знаю. И за дверью поют «Натали». А я не пою и слов этой песни не знаю. Подходит моя очередь, я захожу в комнату, и Крыжовников мне: пойте. Я начинаю подвывать «На-та-ли-и-и тра-та-та-та тра-та-та тра-та-та…» и по ходу думаю: «Ну все, до свидания, приплыли». И вдруг Жора мне говорит: «Ну если вы так же бездарно споете в кино, это будет гениально!» А на следующее утро меня утвердили, хотя до этого пробы шли полгода.
От работы устаешь, даже от любимой. Как вы отдыхаете?
— Свободного времени у меня практически нет. Но между съемками главное удовольствие – путешествия. Вот прямо послезавтра отправляюсь на регату. Наконец-то меня друзья взяли в свою команду на яхту, я давно уже просилась. А в ноябре улетаю в Аргентину – сделала себе подарок к юбилею. В дальнейших планах Северный полюс, о Южном тоже мечтаю.
Вы такая легкая на подъем?
— Да, мне скажут: «Завтра летим», а я: «Да, летим, конечно».
А вообще, если надо было бы выделить какую-то одну черту вашего характера, что бы вы назвали?
— Непростой вопрос… (Берет паузу.) Я честная. И умная, и красивая, и талантливая, и спортивная, и… Я так долго могу – остановите меня уже! (Смеется.)
Комментарии