Религиозные откровения, антинацистская фантазия и секс-скандал — рассказываем, что ждать (а чего — нет) в ближайшие месяцы в кинотеатрах.
«1917»
Российская премьера: 30 января
Номинации: Лучший фильм, Лучший режиссер, Лучший оригинальный сценарий, Лучшая операторская работа, Лучшие визуальные эффекты, Лучшая музыка к фильму, Лучший звук, Лучший звуковой монтаж, Лучшая работа художника, Лучший грим и прически
Пулеметная очередь номинаций «1917» (столько же получили «Ирландец» и «Однажды в… Голливуде») заставляет кивать с неистовой радостью: если про лучший фильм еще можно поспорить, то все остальное награды картине хочется вручить прямо сейчас. По сюжету два молодых британских солдата, сидящие с остальной дивизией в бесконечном сыром окопе, получают задание предупредить другой отряд из 1600 человек о том, что немецкие войска готовят ловушку и атаковать их нельзя. Парни отправляются в путь, который надо пройти, и камера два часа отступает назад, словно немецкая дивизия. Толпы солдат мечутся сквозь траншеи и выжженные поля. Самолеты пикируют прямо в лицо зрителю, отовсюду летят пули, щепки и наевшиеся трупов мухи. Крысы снуют по телам людей и животных. Человек остается один, затем бежит по разрушенному городу, прыгает в реку, плывет, падает в потоке водопада — все это стилизовано под съемку одним кадром.
Однако «1917» — кино ювелирного монтажа. Здесь задействован целый взвод камер и техник, но изображения так слажены друг с другом (и с разрезающими их звуками), что действие смотрится как сплошной кадр. Это физически передает опыт героя, который без сна и еды, с пробитой головой и проколотой ладошкой идет, бежит, ползет, едет и плывет, выполняя приказ. Мощнейшее зрительское погружение, которое способен дать «1917», стирает типичность его гуманистического сюжета про героя на войне. Невероятная техничность превращает каждый предсказуемый поворот в разрывную пулю, а после окопов из грязи и крови в кадре вдруг возникает цветущая вишня.
«Маленькие женщины»
Российская премьера: 30 января
Номинации: Лучший фильм, Лучшая женская роль, Лучшая женская роль второго плана, Лучший адаптированный сценарий, Лучшие костюмы, Лучший саундтрек
Еще одна история про силу духа и целеустремленность, но в девичьем мирке XIX века — с рюшами, балами, мармеладками и неизбежной экономической зависимостью от мужчин. Сюжет основан на одноименном романе Луизы Мэй Олкотт — американки, которой в 1868-м удалось выгодно продать книгу о своем детстве и войти в историю литературы. «Маленькие женщины», а затем и их продолжение — канонический роман для дам со свадьбой в финале, при этом его создательница всю жизнь боролась за женские права, никогда не была замужем и сама себя содержала. Это противоречие Грета Гервиг сделала центром своего фильма, благодаря чему общая карамельная стилистика кажется не такой уж и переслащенной.
«Маленькие женщины» — целиком про женский труд. Речь не только об истории о самореализации и взаимоотношениях с сестрами; за каждой героиней стоит сильная актерская игра (Сирша Ронан, Флоренс Пью, Эмма Уотсон, Лора Дерн и Мэрил Стрип), за каждой сценой — режиссерская работа Гервиг. Сама постановщица описывает роман так: «Это книга о женщинах, искусстве и деньгах. Ее эмоциональное ядро — конечно, сестринство и семья, но была и другая, сумасшедшая сторона, которая была столь же эмоциональной». Капризные маленькие девочки взрослеют на глазах у зрителя, и их отношение к жизни и труду постепенно обретает все больше оттенков — под стать характерам утяжеляется и конфликт. В одном из интервью Гервиг сказала: «Когда «Маленьких женщин» опубликовали, Луизе было 36. Мне сейчас тоже 36». Впрочем, есть еще одно небольшое совпадение. Олкотт публиковалась и до «Маленьких женщин», но именно хайп вокруг дебюта полноценно запустил ее карьеру. Гервиг мечтала экранизировать «Женщин» до своего первого полнометражного фильма «Леди Берд», за который она сходу номинировалась на «Оскар» как лучший режиссер. Но когда Sony Pictures заговорили о возможных съемках, у Гервиг (тогда известной как актриса) еще не было шанса попасть в проект. Почти как в случае Олкотт, она добилась желаемого, пышно и громко дебютировав.
«Кролик Джоджо»
Российская премьера: неизвестно
Номинации: Лучший фильм, Лучшая актриса второго плана, Лучший адаптированный сценарий, Лучший монтаж, Лучшая работа художника, Лучший дизайн костюмов
Один из номинантов (причем на главный приз), который не попадет в российский прокат: сатиру в сеттинге Второй мировой отдельные соотечественники могут посчитать немыслимым кощунством, даже если смех терапевтический, а его объект — вовсе не война и ее жертвы, а промывка детских мозгов шовинистской пропагандой.
Режиссер Тайка Вайтити, сыгравший в фильме Гитлера, которого воображает десятилетний нацист Джоджо, много раз повторял, что продолжать разговор о Второй мировой необходимо, но ничего этому не поможет так, как разнообразие тонов. Так и его фильм — это не одномерный глумливый капустник, а коллаж смеха и ужаса, который, как мы писали ранее, отчасти напоминает игру с тоном в хоррорах Ари Астера. «Кролик Джоджо» безупречно скроен, и раскрывает (подобно своему литературному источнику) сразу много аспектов центральной темы — пропаганды глазами ребенка.
«Скандал»
Российская премьера: 13 февраля
Номинации: Лучшая актриса, Лучшая актриса второго плана, Лучший грим и прически
Фильма о секс-скандале, произошедшем на теле-оплоте американских консерваторов Fox News, кажется, не могло не случиться. В 2016 году звездная телеведущая Грэтхен Карлсон заявила, что причиной ее внезапного увольнения был отказ от интима с Роджером Айлзом — главой Fox News, работавшего консультантом у Никсона, Рейгана, Буша-старшего и Трампа. Поначалу слова Карлсон приняли за выстрелы в воздух, но когда к ее обвинениям присоединились еще 23 журналистки, одного из самых влиятельных медиа-боссов США, словно взрывной волной, снесло с насиженного места.
История этого социального кошмара рассказана в «Скандале» классически — через муки отдельных пострадавших. Ужасны здесь не сами домогательства, а то, как болезненно их жертвы осознают, что всю дорогу принимали культуру изнасилования за мир равных возможностей. Загвоздка истории в том, что требующие сочувствия жертвы, — это малоприятные дамы из истеблишмента (международно известную Мегин Келли, которую в фильме играет Шарлиз Терон, позже уволили с телеканала NBS за расистское высказывание). Но кино вынуждает зрителя делать примерно ту же работу, с которой мучаются героини: продираться сквозь предустановки и видеть, что доступные социальные лифты едут только вниз.
«Гарриет»
Российская премьера: неизвестно
Номинации: Лучшая актриса, Лучшая песня к фильму
США, 1840-е годы. Получивший вольную темнокожий мужчина просит свободы для жены — робкой рабыни Минти. Хозяин пылко отказывается расставаться со своей «собственностью», но вскоре умирает, и его сын решает продать Минти. На фоне отчаяния и детской травмы у нее случается видение о побеге, и рабыня решает дать себе вольную сама. Хозяева уже никогда не вернут ни Минти, ни остальных рабов, которых она позже выведет с плантации: бывшая рабыня вступит в Пенсильванское общество аболиционистов, сменит чепчик на широкополую шляпу и получит свое не рабское (вскоре историческое) имя — Гарриет Тамбен.
Российская премьера «Гарриет» не анонсирована, но это, возможно, не особо страшная потеря. Благородный материал — биография рабыни, боровшейся против рабства накануне и во время Гражданской войны в США, — здесь напоминает не то учебное кино, не то мыльную оперу, в которой все время кто-то фальшивит. Сюжет трещит от драматических перегибов, навязчивая музыка почти не смолкает. При явных попытках сделать эту историю сложнее, чем сказка про хороших и плохих, создатели усердно собирают все хорошее (аболиционизм, эмансипация, Нина Симон в саундтреке) и противопоставляют кромешной тьме рабовладельчества. Эта общая напряженность охватывает даже игру Синтии Эриво (изначально Гарриет должна была играть Виола Дэвис), которая меняет маску затравленной жертвы на образ Джанго в платье, словно в салонной примерочной.
«Страна меда»
Российская премьера: неизвестно
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке, Лучший документальный фильм
Этническая турчанка Хатидзе Муратова живет со старой больной матерью в горах Македонии. Она собирает мед диких пчел и продает его на рынке ближайшего города, а на вырученные деньги покупает еду и краску для волос. Так продолжается, пока по соседству не останавливается трейлер с шумной семьей из девяти человек. Отец семейства тоже начинает заниматься медом, но, в отличие от Хатидзе, ему некогда петь пчелам и нужно кормить целую ораву. Вся семья ходит в пчелиных укусах, дети вопят и не слушаются, скот постепенно мрет, и от этого хаоса трещит не только их жизнь, но и прежде гармоничный мир Хатидзе — последней в Европе женщины-пчеловода, работающей с дикими пчелами.
В отличие от Луиса Бунюэля, снявшего хрестоматийный док про выживание в удаленных горных землянках («Земля без хлеба», 1933), режиссеры Тамара Котевска и Любомир Стефанов стремятся максимально сократить дистанцию между камерой и героями. Улыбчивая Хатидзе не разговаривает с режиссерами, не смотрит в объектив и не пытается рассуждать о своей судьбе, находя смысл жизни в том, чтобы никого не тревожить: ни людей, ни пчел. По словам режиссеров, «Страна меда» — это фильм о том, как работает жадность и как из нее вырастают все экологические проблемы, стоящие сегодня за дверью каждого. Хатидзе Муратова — одна из жертв этого глобального порока, обреченная на вымирание в своей одинокой любви к природе где-то на окраине разоренной страны, до которой никому нет особого дела.
«Тело Христово»
Российская премьера: 1 марта (цифровой релиз)
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке
Даниель, 20-летний преступник с прозрачными, как чистая вода, глазами, сбегает с лесопилки, на которой, кроме насилия и щепок, нет ничего. После ночи танцев и случайного секса под кокаином он оказывается в небольшой деревне, где со дня на день ждут священника на замену. Местные жители сплочены скорбью по погибшим в автомобильной катастрофе детям и ненавистью к вдове водителя, на которого возложена вина. Выдав себя за священника, Даниель устраивает длинный сеанс коллективной психотерапии.
По тональности фильм отчасти напоминает другую европейскую драму 2019 года о голубоглазом преступнике с бритой головой и точеными чертами лица — экранизацию послевоенного бестселлера «Урок немецкого». Но «Тело Христово» — кино не про генеалогию зла, а про рождение сочувствия и поиски силы на прощение. Про пытки без садистов. Про ложь без лгунов. Про ненависть среди жаждущих понимания. Персонажи и сквозные линии сцеплены в сложном конфликте: каждый смотрит на распятие и молит простить, что не видит в нем ничего, кроме своего отражения. «Этот фильм не столько о Боге и вере, сколько о жажде людей найти смысл. Я хотел использовать камеру, чтобы снять тот самый момент чьей-то жизни, когда вера становится необходима. Я хотел показать, откуда она исходит, как она развивается и как сосредотачивает в себе чувство — чувство облегчения и искупления. Это чувство очень человечно, ведь оно есть у всех. Неважно — у атеиста, агностика или верующего» (режиссер Ян Комасас в интервью Variety).
Комментарии