Режиссер Луис Бунюэль находится на пике своей скандальной славы. Вместе с товарищем Сальвадором Дали они уже выпустили шокирующего «Андалузского пса» (1929), на очереди — премьера антиклерикального «Золотого века» (1930). Консервативная публика взрывается негодованием, ультраправые организации агрессивно протестуют против фильма, в стане сюрреалистов назревают раскол. В итоге испанец остается совсем один и решает вернуться на родину, где проводит время в компании друга-анархиста Рамона Асина. Там он узнает о существовании беднейшего региона Лас-Урдес, население которого практически отрезано от цивилизации и медленно вымирает от голода и болезней. Режиссер решает снять об этом документальный фильм, но все источники финансирования иссякли. Помогает случай — Асин выигрывает в лотерею крупную сумму, которая и становится производственным бюджетом. Бунюэль с небольшой группой товарищей отправляется в Лас-Урдес, где снимает фильм «Земля без хлеба» (1932), который займет особое место в фильмографии режиссера.
Документальный опыт Луиса Бунюэля уже давно стал знаковым. На первый взгляд, это довольно неожиданное обращение режиссера-сюрреалиста к формату неигрового кино. Однако оно является вполне обоснованным. Нет ничего более сюрреалистичного, чем архаичное общество Лас-Урдеса, которое располагается почти в самом центре Европы. К тому же сами метод работы Бунюэля над фильмом вряд ли можно назвать традиционным для документалистики. Многие сцены здесь были инсценированы — как, например, падение горного козла. Режиссер попросту его подстрелил, не собираясь проводить долгие часы в ожидании. Мотивация примерно следующая — это и так произойдет (или может произойти!), так почему бы не ускорить процессы и не подыграть самой жизни?
Сама идея сделать байопик про работу режиссера над «Землей без хлеба» в виде анимационного фильма кажется тоже довольно логичной. Режиссер Сальвадор Симо взял за основу комикс Фермино Солиса. Стоит ли делать дешевую буффонаду с актерами, или лучше нарисовать эту историю? Съемки игрового фильма в каком-то смысле заставили бы создателей соревноваться с самим Бунюэлем. Анимация же эту проблему снимает.
«Бунюэль в лабиринте черепах» обращается к не самой растиражированной части биографии режиссера, а к одной из ключевых вех на пути трансформации дерзкого художника. Это традиционно отрисованный мультфильм, отсылающий графически к Пикассо и опытам сюрреалистов (как, например, в сценах ночных кошмаров главного героя). Анимационный байопик немного фантазирует о жизни художника (тот действительно примерял облачение монахини, но не в Лас-Урдесе), который переживает серьезный кризис. Как найти источники финансирования, поладить с коллегами, сделать что-то новаторское? Это стандартные вопросы для фильмов про великих режиссеров.
Главное достоинство «Бунюэля в лабиринте черепах» заключается в популяризации небанального исторического материала. События первой половины 1930-х превращают режиссера из хулигана в настоящего гуманиста. Анимационная фантазия по мотивам реальных событий показывает, как и почему это произошло.
Это своеобразный роман перевоспитания: сюрреалист-провокатор становится гораздо более человечным после того, как сталкивается с чудовищным условиями существования жителей Лас-Урдеса. Цинизм главного героя вызывает оторопь у Рамона Асина. Не в последнюю очередь благодаря его участию в Бунюэле начинают происходить изменения. Фильм заканчивается трогательным трибьютом анархисту, который вместе с женой был казнен режимом Франко в 1936 году. Его имя было изъято из первоначальной версии «Земли без хлеба», а возвращено только спустя долгие годы. «Бунюэль в лабиринте черепах» еще раз отдает должное пламенному художнику, который стал жертвой диктатуры.
Особенно сильными получились моменты, где сначала нам показывают, как рисованные персонажи снимают сцены для «Земли без хлеба», а потом — настоящие кадры из бунюэлевской документалки. Это то самое столкновение сразу нескольких реальностей — анимационной и (псевдо)документальной. Думается, что сам Бунюэль одобрил бы такой художественный ход — вполне в духе сюрреалистов.
«Бунюэль в лабиринте черепах» в прокате с 12 сентября.
Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…