Сериалы/ТВ

Как выжить в Китае, в каменном веке, в Самарканде, в деревне и в монастыре

Выходить из зоны комфорта куда бы то ни было никому, признаемся честно, не улыбается. Зато всегда интересно наблюдать за тем, как кто-то другого из зоны комфорта выдергивают и помещают в зону полнейшего дискомфорта, где далее бедолага терпит всяческие лишения и подвергается испытаниям. Когда-то давно британский телепродюсер Чарли Парсонс, взяв описанный принцип за основу, придумал реалити-шоу «Выживший». Которое затем стремительно распространилось по миру (у нас оно известно как «Последний герой») и породило множество вариаций. Несколько таких вариаций – самых нестандартных и относительно свежих – мы сейчас и рассмотрим.

«Монастыринг»

Монастыринг как явление изобрели зумеры. Точнее, одна конкретная зумерка, которая однажды пожила пять дней в православном монастыре и поделилась своими впечатлениями с интернетом в коротком видеоролике. Видеоролик завирусился, и другие зумеры тоже в монастыри потянулись практиковать трудничество. Но стали называть это монастыринг. А потом кто-то придумал взять несколько популярных зумерских видеоблогеров и отправить их трудничествовать на камеру в Валаамский монастырь.

Для пущей, надо понимать, медийности к каждому видеоблогеру приписали звездного наставника. В довесок к предполагающемуся контекстом духовнику. Причем один из звездных наставников – тоже видеоблогер, но православный. А другой – Ираклий Пирцхалава. Последний своему подшефному дает, в частности, такое наставление: «Послушай послания апостолов. Там такие жизненные вещи, братан». Собственно, непродолжительными душеспасительными беседами участие звездных наставников практически ограничивается.

В целом же шоу носит скорее просветительский характер. Временно переквалифицировавшиеся в трудников блогеры погружаются в монастырский быт: ночуют в общих комнатах, встают в 5 утра, на службы ходят, по хозяйству поручения выполняют, учат молитвы, вникают в тонкости религии. Само собой, рассказывают, как это физически сложно, но духовно обогащает. Параллельно зритель, соответственно, тоже много нового о православии и монастырских распорядках узнает. Получается такой ненавязчивый ликбез.

«Первые на деревне»

А это шоу авторами позиционируется как «социальный эксперимент». Суть эксперимента в следующем: взять, опять же, нескольких популярных видеоблогеров и отправить их в деревню. Чтобы они там занимались сельскохозяйственной деятельностью. В меру своих талантов и способностей. Цель же эксперимента заявлена приблизительно следующая: выяснить, способны ли эти видеоблогеры хоть на что-нибудь за пределами виртуального пространства.

Но мы-то с вами понимаем, ради чего на самом деле все это затевалось. Чтобы посмотреть, как татуированные мальчики-белоручки и расфуфыренные барышни бегают по грязище и ловят свиней. Свиньи визжат, блогеры тоже визжат, грязища хлюпает – полная умора. Помните тот мультик про попугая Кешу, где он сбежал в колхоз и учинил там тотальный дестрой? Не так уж все кардинально изменилось с тех времен, оказывается. Разве что персонажей подобных Кеше стало значительно больше, и теперь они не бездельниками-дармоедами числятся, а деньги лопатами гребут.

«Цивилизация»

Группа обычных граждан, не звезд и не блогеров, высаживается на каменистый берег какого-то водоема в Карелии, их там встречает Сергей Дружко и сходу вводит в курс дела. Вы, говорит, попали в каменный век. Вот вам пещера, будете здесь спать. А вот вам камешки, будете костер разводить прямо сейчас. И они давай камешками друг об друга стукать, чтобы искру высечь. И продолжается все в том же духе: веревку надо сплести, сеть смастерить для ловли рыбы, из тюремной ямы сбежать.

В общем, самый настоящий радикальный дауншифтинг. Концептуальный притом. Как бы одновременно и реалити про выживание, и познавательная передача о том, как развивалась человеческая цивилизация. И с какими неимоверными сложностями это все было сопряжено. Взять ту же веревку. Казалось бы: элементарнейший предмет. А ты поди ее сам из подножной травы изготовь. Задача, мягко говоря, не из легких. Но хотя бы в общих чертах понимать, как это делается, в нынешних неспокойных реалиях, пожалуй, небесполезно. Мало ли что.

«Выжить в Самарканде»

И все-таки реалити-шоу про выживание, где выживают селебрити, пользуются несколько большим спросом, чем такие же реалити-шоу, но с простыми смертными. Наверное, не нужно разъяснять, почему. Но бывают и смешанные форматы. В «Выжить в Самарканде» Павел Воля и Ляйсан Утяшева устраивают в бывшей столице империи Тамерлана и окрестностях состязания между командой знаменитостей и командой трудящихся. Первые притом вынуждены в перерывах между соревновательными мероприятиями прозябать где-нибудь в горах в исключительно спартанских условиях. Тогда как вторым предоставляется фешенебельное жилище.

Но больше всего внимания в каждом из плюс-минус двухчасовых выпусков (а всего их по полтора десятка в сезоне) уделяется отнюдь не классовой борьбе в виде конкурсов на ловкость, выносливость и смекалку. А борьбе подковерной, внутри коллектива. Всяким интригам с организацией коалиций, заговорами и тому подобным. Что, с одной стороны, до известной степени неизбежно, учитывая солидный денежный приз, ожидающий в финале победителя. И все равно довольно мерзко все это выглядит. Мерзко, но в то же время завораживающе. На том рейтинги и держатся.

«Сокровища императора»

Самарканд – это, конечно, круто и экзотично, но еще круче и экзотичнее Китай. Куда приглашают Михаил Галустян и Ольга Бузова тех, кто желает с головой окунуться в незнакомую культуру и проверить себя на коммуникабельность. В основном это опять звезды разного калибра, в диапазоне от рэпера Гуфа до Розы Сябитовой. Но, во-первых, есть среди участников и настоящий космонавт, например. А во-вторых, каждый с собой в приключение берет кого-нибудь близкого: родственника или друга.

Каждая такая пара должна пройти определенный маршрут из точки А в точку Б. На маршруте есть контрольные точки с испытаниями: где-то фасоль предлагается палочками перебрать, сидя на гвоздях, где-то – обсосать жареные камни (блюдо такое). Между точками можно передвигаться пешком или общественным транспортом, но карты под рукой нет, поэтому необходимо как-то взаимодействовать с местными. А они ж все китайцы. По-русски ни бельмеса. Что дополнительно все усугубляет. Но и увлекательности добавляет изрядно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

VII Зимний международный фестиваль искусств стартует 11 января

С 11 января по 13 февраля 2026 года в Москве состоится VII Зимний международный фестиваль искусств под руководством народного артиста…

9 часов назад

«Легенды наших предков» победили на фестивале детского кино в Италии

Семейное фэнтези Ивана Соснина «Легенды наших предков» завоевало награду на итальянском смотре vvfilmf – одном из крупных европейских фестивалей, который…

12 часов назад

Самые известные снеговики в кино

Снеговик кажется самым безобидным персонажем зимы. Его лепят дети, он тает первым и обычно ни во что не вмешивается. Но…

14 часов назад

Никита Михалков переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ

Никита Михалков снова переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ. Этот пост он занимает с 1998 года. Соответствующее решение было…

16 часов назад

Зимние спектакли, которые стоит посмотреть в театре с детьми

Новый год – время волшебства. А где еще можно найти настоящие чудеса, как не в театре? В этой подборке рассказываем…

19 часов назад

Андрей Кретов: «Сериал «СВОИ» – это честное кино»

В ноябре в российских онлайн-кинотеатрах стартовал показ основанного на реальных событиях сериала «СВОИ». Его создатели говорят, что это первый художественный…

1 день назад