Кино

Шепоты и крики: Рецензия на фильм «В высокой траве»

Бекки Демат (Лайсла Де Оливейра) вместе с братом Кэлом (Эйвери Уиттед) едут в Сан-Диего. В дороге им приходится притормозить в чистом поле — беременной Бекки становится плохо. Через несколько минут брат и сестра готовы продолжить путь, но из зарослей у шоссе они слышат детский крик о помощи — похоже, маленький мальчик заблудился в высокой траве. Решив помочь ребенку и вывести его к дороге, Кэл и Бекки заходят прямиком в зеленое море, не подозревая, что оказались в смертельной ловушке, из которой, возможно, нет выхода.

В основе фильма — одноименный рассказ в двух частях, который для Esquire написали Стивен Кинг и его сын Джо Хилл (новелла вышла в двух номерах журнала в 2012 году). Первоисточник произвел большое впечатление на канадца Винченцо Натали (постановщика «Куба» и «Химеры») — режиссер загорелся идеей экранизации еще в 2015 году. Запуска проекта в производство пришлось ждать три года — за это время правами на съемки киноверсии обзавелся Netflix, а Натали, утвержденный в качестве режиссера, успел заключить контракт еще и на постановку сериала «Ключи Локков» по комиксу того же Джо Хилла. Роль злодея в картине какое-то время была закреплена за Джеймсом Марсденом, но в итоге он уступил свое место Патрику Уилсону.

Натали основательно поработал над первоисточником, превратив мрачную метафору распада семейных связей и потери человеческого облика в экстремальной ситуации (в рассказе есть несколько жутких, отталкивающих сцен, из которых режиссер сохранил и тактично воспроизвел лишь одну) в лавкрафтианский хоррор. Вдобавок канадец дополнил сюжет новым персонажем, насколько мог подробно расписал образ злодея и добавил в историю временную петлю (герои умирают и воскресают, проживая заново один и тот же отрезок времени).

В результате всех этих манипуляций со сценарием «В высокой траве» превратился в гибрид двух других предыдущих картин Натали — «Куба» и «Лимба». Оставалось лишь развернуться по полной в этой пространственно-временной западне, но Натали, заполучив практически все, что хотел, так и не придумал, что с этим всем делать. На протяжении полутора часов герои фильма кричат (добрая половина диалогов — выкрикивание имен персонажей в зарослях), трава зловеще шепчет, а камера мечется в этом зеленом лабиринте (очевидный привет кубриковскому «Сиянию»), время от времени останавливаясь у центра аномальной зоны — испещренного доисторическими изображениями черного валуна. Вот, собственно, и вся интрига — лавкрафтианство в этих сорняках-переростках присутствует лишь формально и нисколько не пугает.

К тому же молодые актеры, играющие условно положительные роли, явно выдернуты из очереди на один из сериальных кастингов (самого Натали конвейерная работа в ряде многосериек тоже, кажется, слегка расслабила), так что фильм практически в одиночку приходится тянуть на себе Патрику Уилсону. Звезда «Астрала» и «Заклятия» отрывается по полной в редкой для себя злодейской роли, не столько демонстрируя стадии озверения своего героя, сколько весело изображая карикатурного маньяка, охотно готового переключиться со скучной торговли недвижимостью на изнасилования и убийства ритуального характера.

Запутавшись в пространственно-временных и мистических дебрях, Натали теряет из виду персонажей и нить повествования, в финале слишком очевидно скатываясь в морализаторство и, в отличие от Кинга и Хилла, даже не пытаясь это завуалировать.

Больше всего «В высокой траве» похож на проходной эпизод «Сумеречной зоны» с искусственно раздутым хронометражем и с характерным для шоу поучительным тоном. Смешав в одну кучу страх материнства, историю взросления, проблему замкнутости и потерянности миллениалов,  мистику и упражнения в CG-видеоарте, Натали снял крайне невнятное, а главное — не страшное кино: проект мечты превратился в очередной не оправдавший ожиданий хоррор Netflix — такой же, как, например, прошлогодний «Апостол», на который «В высокой траве» похож попыткой встроить в сюжет пресловутого Лавкрафта.

Печально, но Натали не смог компенсировать сюжетную мешанину ни изобретательной картинкой (вот уж с чем у канадца никогда не было проблем), ни звуком: в рассказе Кинга/Хилла описание аномальных зарослей («мир Дали в сочетании со звуком Dolby») работает куда эффективнее, чем их визуализация. Так что условно лучшей сценой можно счесть разве что схватку главной героини со злодеем: Патрик Уилсон с маникюрными ножницами в глазу выглядит жутко и в то же время комично.

  • «Куб» (1997) и «Лимб» (2013) — два фильма Винченцо Натали, в которых фигурируют две главные составляющие «В высокой траве»: несколько героев в гиблом месте и хоррор-версия «Дня сурка»;
  • «Аннигиляция» (2018) — еще один фильм о людях в аномальной зоне, в котором также можно обнаружить лавкрафтианские мотивы;
  • «Апостол» (2018) — вышедший ровно год назад на том же Netflix лавкрафтианский фолк-хоррор, герой которого ищет сестру на острове, где происходит что-то странное;
  • «Ночь живых мертвецов» (1968) и «Дети кукурузы» (1984) — Натали отсылает к этим двум хоррорам, намекая как на злоключения брата и сестры, так и на зловещие заросли.

Фильм «В высокой траве» уже доступен на Netflix.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

4 часа назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…

18 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

20 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

22 часа назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

24 часа назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

1 день назад