Театр

Шепот танца: «Жизель» на сцене МАМТа

Спектакль, увидевший свет весной 2019 года, считается премьерным, ведь после нескольких его показов случилась пандемия со всеми ее ограничениями. Лишь недавно балет вернулся в постоянный репертуар МАМТа.

«Жизель» – один из самых ярких классических балетов и настоящий бриллиант в репертуаре любого театра… И конечно, это касается обновленной постановки Лорана Илера, руководившего балетной  труппой Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко последние 5 лет. Блистательный французский танцор и педагог, ученик Рудольфа Нуреева, вдохнул новую жизнь в балетную труппу МАМТа, привнеся свой изысканный стиль, выдающийся академизм и современный взгляд на привычную классику.

Илер словно отреставрировал свежими красками старинную картину, убрав устаревшие па и напыщенные жесты. Он буквально вдохнул новую жизнь в сказку, наполнил ее понятными живыми реакциями, которые позволяют зрителю не только точнее понимать происходящее, даже не зная языка танца, но и искренне сопереживать происходящему на сцене.

Альберт – Денис Дмитриев. Фото: Карина Житкова

Либретто балета, премьера которого состоялась в 1841 году на сцене парижской Опера Ле Пелетье, создали Теофиль Готье и Жюль-Анри де Сен-Жорж, вдохновленные немецкой легендой в пересказе Генриха Гейне. Чувственную музыку написал Адольф Адан – к тому моменту уже успешный композитор. Эта душещипательная история любви и смерти имела оглушительный успех после первого же показа. Практически сразу спектакль привезли в Россию, и через пару лет великий Мариус Петипа, тогда балетмейстер петербургского Большого театра, внес свои правки в хореографию, которая и стала эталоном этого балета.

Обновленная «Жизель» так же бережно сохранила красоту видения Петипа, включая декорации и костюмы. Но все же корректная и филигранная шлифовка Илера придала спектаклю новое обаяние и приблизила ее к молодому зрителю.

Жизель – Эрика Микиртичева. Фото: Карина Житкова

На сцене разворачивается достаточно простой, но очень трогательный сюжет: прелестная пейзанка Жизель встречает в деревушке прекрасного юношу, который клянется ей в любви. Девушка готовится к свадьбе, но тут выясняется, что ее возлюбленный – принц Альберт, он помолвлен с принцессой и не может жениться на простолюдинке. Жизель умирает от горя и превращается в одну из виллис – призрака мертвых невест, которые ловят на кладбище мужчин и из мести за разбитое сердце и нерожденных детей убивают их. Но призрак Жизель все же не дал погубить своего принца, пришедшего к ней на могилу, – ее любовь была сильнее смерти.

В спектакле задействованы почти все звезды труппы. Исполнители главных партий одного из составов – Эрика Микиртичева и Денис Дмитриев – безупречны. Воздушная балерина порхает, словно бабочка, олицетворяя жизнь, в первом акте и взлетает в прыжковых па и арабесках, словно бестелесная сущность, в финале. Нельзя не аплодировать и ее партнеру за безупречные танцевальные элевации. Артистически герои убедительно существуют в двух мирах – света и тьмы. И в каждой ипостаси они настолько органичны, что не только ощущаешь их эмоции, но словно слышишь их любовные диалоги.

Мирта – Мария Бек. Фото: Карина Житкова

Первый акт – это веселье, жизнь и радость, резко обрывающиеся трагедией, и важнейшей составляющей там становится пантомима и упор идет на событийность. Второй акт, посвященный мистике и потусторонним мирам, уже полностью выстроен на танцевальном мастерстве состава, а кордебалет становится таким же центральным персонажем, как и Жизель и Альберт.

Из особых похвал труппе – идеальное исполнение кордебалета. Абсолютная синхронность и отточенность движений создает полное ощущение единой инфернальной силы, движимой в общем порыве. Танцоры словно попали в невесомость: легчайшие прыжки и беззвучные приземления (хотя стук пуантов – совершенно нормальное явление даже в самых лучших театрах мира). И все это наполнено энергией и смыслом, когда блестящая хореография не превалирует над актерским талантом. И в этом безусловная удача постановки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: МАМТ

Недавние Посты

«Олененок»: Стендап, абьюз и сталкинг в самом вирусном сериале весны

Парень по имени Донни Данн (Ричард Гэдд) – классический лузер. Ни девушки у него нет, ни приличной работы, ни собственной…

21 час назад

Самые ожидаемые премьеры ближайшего будущего

Традиционная подборка трейлеров, которые больше всего нас на уходящей неделе заинтриговали. Нетривиальный хоррор с Холли Берри, opus magnum Кевина Костнера,…

2 дня назад

Театр наций проведет большой китайский фестиваль искусств

Государственный Театр наций намерен организовать большой китайский фестиваль искусств. Такие планы озвучил художественный руководитель учреждения Евгений Миронов. Ранее провести Год…

2 дня назад

Рузиль Минекаев – о «Слове пацана», быстром темпе жизни, воспитании детей и… вышивании

Не пацан, но муж. В жизни Рузиль совсем не похож на своего героя из сериала Жоры Крыжовникова, который принес ему…

2 дня назад

«Он гений»: Шэрон Стоун и Лиам Нисон вступились за Кевина Спейси

Прославленный актер, лауреат множества престижных наград, включая два «Оскара», Кевин Спейси до сих пор пребывает в опале после того, как…

2 дня назад

Бобер и кино – идеальный союз

Бобер – не только герой глупых польских мемов, но и благородное животное. Выполняющее массу полезных для окружающей среды функций. В…

2 дня назад