Фото: Карина Житкова
Спектакль, увидевший свет весной 2019 года, считается премьерным, ведь после нескольких его показов случилась пандемия со всеми ее ограничениями. Лишь недавно балет вернулся в постоянный репертуар МАМТа.
«Жизель» – один из самых ярких классических балетов и настоящий бриллиант в репертуаре любого театра… И конечно, это касается обновленной постановки Лорана Илера, руководившего балетной труппой Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко последние 5 лет. Блистательный французский танцор и педагог, ученик Рудольфа Нуреева, вдохнул новую жизнь в балетную труппу МАМТа, привнеся свой изысканный стиль, выдающийся академизм и современный взгляд на привычную классику.
Илер словно отреставрировал свежими красками старинную картину, убрав устаревшие па и напыщенные жесты. Он буквально вдохнул новую жизнь в сказку, наполнил ее понятными живыми реакциями, которые позволяют зрителю не только точнее понимать происходящее, даже не зная языка танца, но и искренне сопереживать происходящему на сцене.
Либретто балета, премьера которого состоялась в 1841 году на сцене парижской Опера Ле Пелетье, создали Теофиль Готье и Жюль-Анри де Сен-Жорж, вдохновленные немецкой легендой в пересказе Генриха Гейне. Чувственную музыку написал Адольф Адан – к тому моменту уже успешный композитор. Эта душещипательная история любви и смерти имела оглушительный успех после первого же показа. Практически сразу спектакль привезли в Россию, и через пару лет великий Мариус Петипа, тогда балетмейстер петербургского Большого театра, внес свои правки в хореографию, которая и стала эталоном этого балета.
Обновленная «Жизель» так же бережно сохранила красоту видения Петипа, включая декорации и костюмы. Но все же корректная и филигранная шлифовка Илера придала спектаклю новое обаяние и приблизила ее к молодому зрителю.
На сцене разворачивается достаточно простой, но очень трогательный сюжет: прелестная пейзанка Жизель встречает в деревушке прекрасного юношу, который клянется ей в любви. Девушка готовится к свадьбе, но тут выясняется, что ее возлюбленный – принц Альберт, он помолвлен с принцессой и не может жениться на простолюдинке. Жизель умирает от горя и превращается в одну из виллис – призрака мертвых невест, которые ловят на кладбище мужчин и из мести за разбитое сердце и нерожденных детей убивают их. Но призрак Жизель все же не дал погубить своего принца, пришедшего к ней на могилу, – ее любовь была сильнее смерти.
В спектакле задействованы почти все звезды труппы. Исполнители главных партий одного из составов – Эрика Микиртичева и Денис Дмитриев – безупречны. Воздушная балерина порхает, словно бабочка, олицетворяя жизнь, в первом акте и взлетает в прыжковых па и арабесках, словно бестелесная сущность, в финале. Нельзя не аплодировать и ее партнеру за безупречные танцевальные элевации. Артистически герои убедительно существуют в двух мирах – света и тьмы. И в каждой ипостаси они настолько органичны, что не только ощущаешь их эмоции, но словно слышишь их любовные диалоги.
Первый акт – это веселье, жизнь и радость, резко обрывающиеся трагедией, и важнейшей составляющей там становится пантомима и упор идет на событийность. Второй акт, посвященный мистике и потусторонним мирам, уже полностью выстроен на танцевальном мастерстве состава, а кордебалет становится таким же центральным персонажем, как и Жизель и Альберт.
Из особых похвал труппе – идеальное исполнение кордебалета. Абсолютная синхронность и отточенность движений создает полное ощущение единой инфернальной силы, движимой в общем порыве. Танцоры словно попали в невесомость: легчайшие прыжки и беззвучные приземления (хотя стук пуантов – совершенно нормальное явление даже в самых лучших театрах мира). И все это наполнено энергией и смыслом, когда блестящая хореография не превалирует над актерским талантом. И в этом безусловная удача постановки.
19 ноября 2025 года в Москве состоится церемония вручения премии «Событие года», которую ежегодно проводит «КиноРепортер». Торжественный вечер пройдет в…
В Государственном Кремлевском дворце 19 ноября состоится премьера балетного спектакля «Майя. Сюита любви», подготовленного к 100-летнему юбилею народной артистки СССР…
Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…