Театр

Шепот танца: «Жизель» на сцене МАМТа

Спектакль, увидевший свет весной 2019 года, считается премьерным, ведь после нескольких его показов случилась пандемия со всеми ее ограничениями. Лишь недавно балет вернулся в постоянный репертуар МАМТа.

«Жизель» – один из самых ярких классических балетов и настоящий бриллиант в репертуаре любого театра… И конечно, это касается обновленной постановки Лорана Илера, руководившего балетной  труппой Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко последние 5 лет. Блистательный французский танцор и педагог, ученик Рудольфа Нуреева, вдохнул новую жизнь в балетную труппу МАМТа, привнеся свой изысканный стиль, выдающийся академизм и современный взгляд на привычную классику.

Илер словно отреставрировал свежими красками старинную картину, убрав устаревшие па и напыщенные жесты. Он буквально вдохнул новую жизнь в сказку, наполнил ее понятными живыми реакциями, которые позволяют зрителю не только точнее понимать происходящее, даже не зная языка танца, но и искренне сопереживать происходящему на сцене.

Альберт – Денис Дмитриев. Фото: Карина Житкова

Либретто балета, премьера которого состоялась в 1841 году на сцене парижской Опера Ле Пелетье, создали Теофиль Готье и Жюль-Анри де Сен-Жорж, вдохновленные немецкой легендой в пересказе Генриха Гейне. Чувственную музыку написал Адольф Адан – к тому моменту уже успешный композитор. Эта душещипательная история любви и смерти имела оглушительный успех после первого же показа. Практически сразу спектакль привезли в Россию, и через пару лет великий Мариус Петипа, тогда балетмейстер петербургского Большого театра, внес свои правки в хореографию, которая и стала эталоном этого балета.

Обновленная «Жизель» так же бережно сохранила красоту видения Петипа, включая декорации и костюмы. Но все же корректная и филигранная шлифовка Илера придала спектаклю новое обаяние и приблизила ее к молодому зрителю.

Жизель – Эрика Микиртичева. Фото: Карина Житкова

На сцене разворачивается достаточно простой, но очень трогательный сюжет: прелестная пейзанка Жизель встречает в деревушке прекрасного юношу, который клянется ей в любви. Девушка готовится к свадьбе, но тут выясняется, что ее возлюбленный – принц Альберт, он помолвлен с принцессой и не может жениться на простолюдинке. Жизель умирает от горя и превращается в одну из виллис – призрака мертвых невест, которые ловят на кладбище мужчин и из мести за разбитое сердце и нерожденных детей убивают их. Но призрак Жизель все же не дал погубить своего принца, пришедшего к ней на могилу, – ее любовь была сильнее смерти.

В спектакле задействованы почти все звезды труппы. Исполнители главных партий одного из составов – Эрика Микиртичева и Денис Дмитриев – безупречны. Воздушная балерина порхает, словно бабочка, олицетворяя жизнь, в первом акте и взлетает в прыжковых па и арабесках, словно бестелесная сущность, в финале. Нельзя не аплодировать и ее партнеру за безупречные танцевальные элевации. Артистически герои убедительно существуют в двух мирах – света и тьмы. И в каждой ипостаси они настолько органичны, что не только ощущаешь их эмоции, но словно слышишь их любовные диалоги.

Мирта – Мария Бек. Фото: Карина Житкова

Первый акт – это веселье, жизнь и радость, резко обрывающиеся трагедией, и важнейшей составляющей там становится пантомима и упор идет на событийность. Второй акт, посвященный мистике и потусторонним мирам, уже полностью выстроен на танцевальном мастерстве состава, а кордебалет становится таким же центральным персонажем, как и Жизель и Альберт.

Из особых похвал труппе – идеальное исполнение кордебалета. Абсолютная синхронность и отточенность движений создает полное ощущение единой инфернальной силы, движимой в общем порыве. Танцоры словно попали в невесомость: легчайшие прыжки и беззвучные приземления (хотя стук пуантов – совершенно нормальное явление даже в самых лучших театрах мира). И все это наполнено энергией и смыслом, когда блестящая хореография не превалирует над актерским талантом. И в этом безусловная удача постановки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: МАМТ

Недавние Посты

«Орудия»: Амбициозный жанровый аттракцион, не способный взмыть ввысь

Тихий городок в Пенсильвании потрясла ужасная трагедия – однажды ночью 17 ребятишек из класса мисс Гэнди (Джулия Гарнер), широко раскинув…

3 часа назад

На краю света: Фильмы о смельчаках, бросивших вызов стихии

Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…

18 часов назад

Выручка российских онлайн-кинотеатров выросла на 45%

Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…

23 часа назад

Новый «Царь горы»: Анимационный ситком для старых

Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…

1 день назад

«Голый пистолет»: Лиам Нисон и Памела Андерсон не извиняются за шутки

Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…

2 дня назад

Константин Хабенский сыграет Мольера в спектакле «Кабала святош»

Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…

2 дня назад