Самые нестандартные фильмы про акул, от психологического триллера до мистической комедии.
Акулы – несомненно, самый совершенный хищник на нашей планете. Вот уже 400 с лишним миллионов лет они бороздят просторы океанов, поедая все, что попадется на пути, и никто им ничего не может противопоставить. Вот насколько они крутые. Так что немудрено, что человечество посвятило им отдельный кинематографический жанр. Именно в нем мы с вами сегодня покопаемся и извлечем оттуда несколько неочевидных потаенных сокровищ.
«Акулы в Париже» (2024)
В преддверии крупных международных спортивных соревнований в Париж издалека приплывает огромная акула по прозвищу Лилит, мутировавшая из-за глобального потепления и загрязнения окружающей среды, и как давай всех жрать. Особенно экоактивисток с дурацкими разноцветными прическами. А как обожрется – так давай безудержно размножаться партеногенезом, то есть без участия самцов. А как размножится – снова давай всех жрать.
Как уже можно по вышеизложенному понять, видный французский экстремал Ксавье Жанс («Граница») под видом веселенького шарксплотейшена выдал не менее веселенькую алармистскую басню. В которой основательно проехался и по европейским политикам, и по экоактивизму, и по грядущей Олимпиаде-2024, и по радикальному феминизму. На сладкое заполировав все это дело горячечным пророчеством о закате европейской цивилизации. Словом, определенно наш слоняра. Долой французов, Париж – для акул!
«Челюсти смерти» (1976)
Даром что фильм вышел спустя год после «Челюстей», влившись в спровоцированный спилберговским блокбастером зоохоррор-тренд, задуман он был гораздо раньше. Но его автор Уильям Греф все никак на реализацию своего проекта не мог найти финансирования. Суть же проекта вот в чем: по центру истории – крепкий мужик, который не очень дружит с головой, зато дружит с акулами и готов порвать любого, кто их обидит. Что приходится делать достаточно часто, поскольку обидчиков у акул хватает.
Таким образом, «Челюсти смерти» справедливо было бы отнести скорее к разряду психологических триллеров, нежели к зоохоррорам. С «Челюстями» у них из общего только акулы. Да и то как сказать: у Спилберга-то в кадре преимущественно муляжи, тогда как у Грефа – исключительно натуральные живые рыбины, свободно плавающие вокруг живых, опять же, каскадеров. На чем и была построена рекламная кампания. Дескать, спешите видеть, смертельный номер! И действительно, эффектно смотрится до сих пор. Сейчас так уже не делают. Один бездушный CGI кругом, тьфу.
«Последняя акула» (1981)
Вы наверняка в курсе, что есть такая штука, как спагетти-вестерны. А слышали ли вы когда-нибудь про спагетти-шарксплотейшен? Вот, пожалуйста: яркий представитель этой категории. Вроде бы типичный закос под «Челюсти», честный и бесстыжий. Но притом сделанный в Италии. И не последним, между прочим, человеком. Режиссер Энцо Кастеллари в 1970-е был весьма востребован: и те же самые спагетти-вестерны успешно производил, и всякие италокраймы, а еще снял военную драму «Бесславные ублюдки». За что удостоился камео в других «Бесславных ублюдках», тарантиновских.
Сюжет «Последней акулы» оригинальностью, прямо скажем, не блещет: аномально крупная кровожадная акула терроризирует жителей маленького городка, поедая виндсерферов. Но любят и ценят фильм не за это. А за сцену схватки акулы с вертолетом, например. И ряд других, не менее зрелищных и смешных сцен. Широкой публике такое сразу зашло на ура, а вот боссам студии Universal, выпустившей «Челюсти», – нет. Последние обвинили создателей фильма в плагиате и добились того, чтобы его изъяли из американского проката. Ну и дураки.
«Крейсер» (2016)
Однажды кому-то показалось отличной идеей совместить акул, военную драму по реальным событиям, фильм-катастрофу и Николаса Кейджа. Так появился «Крейсер» – катастрофически плохая военная драма с акулами и Николасом Кейджем. Упомянутые же реальные события произошли в 1945 году, когда военный корабль USS Indianapolis был послан доставить поближе к Хиросиме атомную бомбу. На обратном пути его подбили торпедой, и уцелевшим членам экипажа пришлось несколько дней посреди океана барахтаться, пока акулы ими пировали.
Непосредственно барахтаниям американских моряков посвящена центральная часть фильма, и при ее просмотре сложно отделаться от напрашивающихся нехороших ассоциаций с процессом кормления рыбок в аквариуме. С той разницей, что в данном случае вместо дафнии и гаммаруса в том числе Том Сайзмор, который истошно орет, прижимая к груди собственную откусанную ногу. И, само собой, Николас Кейдж, который дрейфует туда-сюда без цели и смысла, но на всякий случай переигрывает. Поэтому впечатление «Крейсер» оставляет, мягко говоря, странное. Но опыт дарует крайне незаурядный.
«Цунами 3D» (2011)
Или представьте себе такую ситуацию. Заходите вы в магазин – пельменей купить, буханку черного, колбасы докторской, ну и так далее. Как вдруг набегают какие-то люди с пистолетами и давай ими друг в дружку тыкать. А потом цунами внезапно обрушивается на город, и весь магазин почти доверху заполняется водой. А потом до кучи туда же наведываются свирепые акулы, которые не прочь человечиной закусить. Как говорится, ничего себе за хлебушком сходил.
Поскольку в названии фильма присутствует «3D», в нем предусмотрено множество моментов, когда акула такая из воды выпрыгивает – и как будто прямо на зрителя летит. Это так было в начале 2010-х модно. К счастью, в отличие от всего остального, акулы никогда не выходят из моды и выглядят актуально и круто всегда. В любое время и в любом месте. Даже в продуктовом магазине. Хотя казалось бы. Ну а вообще поместить действие в замкнутое пространство решение если не гениальное, то где-то около того. Потому что чем больше акул на кубический метр пространства, тем, очевидно, лучше.
«Акула-призрак» (2013)
Примерно с начала 2010-х популяция фильмов про акул вдруг сильно возросла. При этом их качество устремилось вниз, а градус безумия, наоборот, кратно возрос. Связано это, по мнению многих исследователей, в первую очередь с выходом культовейшего «Акульего торнадо» в 2013-м. Однако стоит заметить, что еще за год до того миру была явлена «Атака двухголовой акулы». Которая впоследствии, как и «Акулий торнадо», принялась прирастать сиквелами, один фееричнее другого: «Атака трехголовой акулы», «Атака пятиголовой акулы» и так далее.
Из всего этого замечательного безобразия мы бы хотели выделить особо замечательный и безобразный опус под названием «Акула-призрак». Где, как не сложно догадаться, поеданием человеческой плоти живьем промышляет не обычная акула, и не акула-мутант, и не акула-зомби, а акула-призрак. Точнее, мстительный дух невинно убиенной акулы, обладающий сверхъестественной способностью материализовываться в любой емкости с водой. Будь то унитаз или, допустим, стакан воды. Какие перспективы это открывает, можете себе представить. Но зачем представлять? Лучше увидеть все собственными глазами. Гарантируем, ничего прекраснее в акульем жанре просто не бывает.
Комментарии