Сериалы/ТВ

«Шаляпин»: Каким получился байопик, полный звезд и скандальных нюансов

В последние годы на телевидении и стримингах расцвел жанр байопика: на экранах появились «Орлова и Александров», «Магомаев», «Вертинский». Только что вышла «Раневская» – робкая попытка вывести глубоко трагическую героиню за пределы анекдотов и ею же произнесенных едких фраз. «Шаляпин», выпущенный к 150-летию выдающегося певца, продолжает славную традицию своих предшественников на достаточно высоком уровне.

Правда, нищету и блеск жизни Федора Ивановича можно проследить только до эмиграции: с учетом нынешних реалий команде не удалось выехать за рубеж. Хотя создатели уже заявили, что с удовольствием сняли бы продолжение на европейской натуре. Впрочем, в первом сезоне с интерьерами и экстерьерами все тоже отлично – после того как сериал переваливает за экватор, роскошь императорских театров, в которых артист выступает перед благородной публикой, почти затмевает невзгоды его юных лет.

Это «почти» выходит на первый план во время бесплатного концерта для рабочих. В цирке, куда артист добирается по крышам, поскольку разгоряченная толпа не дает ему выйти из отеля, отключают свет, и не рекомендованную властями «Дубинушку» раздосадованный Федор Иванович до поры до времени поет в темноте. Поет, несмотря на данное обещание: Шаляпин вообще часто поступает по-своему – сказывается не то широта души, не то импульсы, которые ему редко удается сдержать.

Сомнения, страхи, соблазны – так или иначе, певец поддается всему. Контрмеры он тоже принимает слишком поздно – чаще пытается отгородиться от всех на свете, погружается в тяжелые размышления или позволяет себе капризы, которые окружающим кажутся совершенно пустыми. Но человеческое достоинство в Шаляпине остается непоколебимым несмотря на нервозность и привычку быстро терять самообладание.

Александр Горбатов держится настолько уверенно, насколько может – умение играть людей, в той или иной мере балансирующих меж нескончаемым напряжением и нервным срывом, он демонстрировал и в «Косе», и в «Художнике». Порой в особенно эмоциональные или наоборот отстраненные моменты его герой слегка теряет глубину (или величие – с какой стороны посмотреть). Но как только Шаляпин отдается своим слабостям или, напротив, переступает через себя, созвучно ему действует исполнитель главной роли.

Кроме того, необходимость одновременно играть, следить за голосом и артикуляцией (за вокальные партии отвечает Ильдар Абдразаков, воплотивший образ певца в «Караморе»), – безусловно, трудозатратное дело.

В отличие от «Раневской», где актерский ансамбль сыгран не слишком ладно и центральный персонаж выделяется сильнее, в «Шаляпине» все более гармонично: Федор Иванович особенно хорош в окружении других великих людей. Многие из них заслуживают собственного байопика, но и здесь из переплетения их жизней складывается культурный калейдоскоп страны начала XX века.

Есть, конечно, те, кто перетягивает на себя внимание – например, Федор Добронравов в качестве монументальной отцовской фигуры. Обусловлено это не только талантом исполнителя, но и эмоциональной подоплекой: затухающий с годами семейный конфликт всего за одну серию вновь вспыхивает взаимными обидами, отчаянными выходками, попыткой соблюсти приличия и итоговым принятием – причем абсолютно альтруистического толка.

«Шаляпин» подкупает богатым визуалом и громкими именами – за восемь эпизодов на экране успевают появится Юлия Снигирь, Ян Цапник, Федор Лавров, Александр Яценко, Ирина Пегова, Катерина Шпица, Сергей Селин и многие другие. При этом концентрируется сериал на главной звезде – Шаляпине, который несет бремя своего таланта, демонстрирует неуживчивость и порой требует особого к себе отношения.

Но показан он в первую очередь как человек из народа, семьянин (не слишком примерный) и мятущийся артист, а не бронзовый памятник и герой потертых фотокарточек. Возможно, это лучший способ заново открыть для себя легенду сцены.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

20 минут назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

2 часа назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

4 часа назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

6 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

8 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

11 часов назад