В сериале о творчестве и любви главного голоса России сыграли Александр Горбатов, Юлия Снигирь и Федор Лавров.
В последние годы на телевидении и стримингах расцвел жанр байопика: на экранах появились «Орлова и Александров», «Магомаев», «Вертинский». Только что вышла «Раневская» – робкая попытка вывести глубоко трагическую героиню за пределы анекдотов и ею же произнесенных едких фраз. «Шаляпин», выпущенный к 150-летию выдающегося певца, продолжает славную традицию своих предшественников на достаточно высоком уровне.
Правда, нищету и блеск жизни Федора Ивановича можно проследить только до эмиграции: с учетом нынешних реалий команде не удалось выехать за рубеж. Хотя создатели уже заявили, что с удовольствием сняли бы продолжение на европейской натуре. Впрочем, в первом сезоне с интерьерами и экстерьерами все тоже отлично – после того как сериал переваливает за экватор, роскошь императорских театров, в которых артист выступает перед благородной публикой, почти затмевает невзгоды его юных лет.
Это «почти» выходит на первый план во время бесплатного концерта для рабочих. В цирке, куда артист добирается по крышам, поскольку разгоряченная толпа не дает ему выйти из отеля, отключают свет, и не рекомендованную властями «Дубинушку» раздосадованный Федор Иванович до поры до времени поет в темноте. Поет, несмотря на данное обещание: Шаляпин вообще часто поступает по-своему – сказывается не то широта души, не то импульсы, которые ему редко удается сдержать.
Сомнения, страхи, соблазны – так или иначе, певец поддается всему. Контрмеры он тоже принимает слишком поздно – чаще пытается отгородиться от всех на свете, погружается в тяжелые размышления или позволяет себе капризы, которые окружающим кажутся совершенно пустыми. Но человеческое достоинство в Шаляпине остается непоколебимым – несмотря на нервозность и привычку быстро терять самообладание.
Александр Горбатов держится настолько уверенно, насколько может – умение играть людей, в той или иной мере балансирующих меж нескончаемым напряжением и нервным срывом, он демонстрировал и в «Косе», и в «Художнике». Порой в особенно эмоциональные или наоборот отстраненные моменты его герой слегка теряет глубину (или величие – с какой стороны посмотреть). Но как только Шаляпин отдается своим слабостям или, напротив, переступает через себя, созвучно ему действует исполнитель главной роли.
Кроме того, необходимость одновременно играть, следить за голосом и артикуляцией (за вокальные партии отвечает Ильдар Абдразаков, воплотивший образ певца в «Караморе»), – безусловно, трудозатратное дело.
В отличие от «Раневской», где актерский ансамбль сыгран не слишком ладно и центральный персонаж выделяется сильнее, в «Шаляпине» все более гармонично: Федор Иванович особенно хорош в окружении других великих людей. Многие из них заслуживают собственного байопика, но и здесь из переплетения их жизней складывается культурный калейдоскоп страны начала XX века.
Есть, конечно, те, кто перетягивает на себя внимание – например, Федор Добронравов в качестве монументальной отцовской фигуры. Обусловлено это не только талантом исполнителя, но и эмоциональной подоплекой: затухающий с годами семейный конфликт всего за одну серию вновь вспыхивает взаимными обидами, отчаянными выходками, попыткой соблюсти приличия и итоговым принятием – причем абсолютно альтруистического толка.
«Шаляпин» подкупает богатым визуалом и громкими именами – за восемь эпизодов на экране успевают появится Юлия Снигирь, Ян Цапник, Федор Лавров, Александр Яценко, Ирина Пегова, Катерина Шпица, Сергей Селин и многие другие. При этом концентрируется сериал на главной звезде – Шаляпине, который несет бремя своего таланта, демонстрирует неуживчивость и порой требует особого к себе отношения.
Но показан он в первую очередь как человек из народа, семьянин (не слишком примерный) и мятущийся артист, а не бронзовый памятник и герой потертых фотокарточек. Возможно, это лучший способ заново открыть для себя легенду сцены.
Комментарии