Речь о новой профессии, появившейся в индустрии сравнительно недавно из-за череды секс-скандалов и за несколько лет ставшей неотъемлемой частью кинопроцесса.
Профессии всякие нужны, профессии разные важны. И помимо режиссеров, операторов, монтажеров, есть в кино и более экзотическая сфера деятельности – координаторы сцен секса, обнажения и прочего интима. У одних она вызывает недоумение, у других – нервный смех, а у третьих – резонный вопрос: почему же эти люди не появились раньше?
Мысленно перенесемся в 2017 год, когда вспыхнул грандиозный скандал вокруг Харви Вайнштейна. Газета «Нью-Йорк таймс» и журнал «Нью-Йоркер» опубликовали сенсационные расследования, посвященные его многолетним домогательствам к молодым артисткам. Гвозди в репутационный гроб продюсера вбили Гвинет Пэлтроу, Анджелина Джоли, Азия Ардженто и прочие звезды. Вайнштейн попал за решетку, но обвинения продолжают поступать, и на свободу ему выйти уже не светит.
Разумеется, столь громкие разбирательства не могли не отразиться на многих сферах жизни. После «Вайнштейнгейта» набрала обороты культура отмены, жертвами которой становились Кевин Спейси, Джонни Депп, Джоан Роулинг и другие знаменитости. Другим важным трендом последующих лет оказалось движение MeToo, объединившее тех, кто пострадал от противоправных действий абьюзеров. И наконец, именно на волне описанных событий появилась профессия координатора интимных сцен — с целью минимизировать случаи аморального поведения на съемочной площадке и обезопасить артистов, снимающихся в провокационных эпизодах.
Благодарить за это следует канал HBO, на котором в том же 2017-м вышел первый сезон сериала «Двойка». Шоу рассказывало о том, как в 1970-х в США развивалась порноиндустрия. В подобном проекте без сцен секса — никуда. В одной из них участвовала актриса Эмили Мид, которой предстояло изобразить оральные ласки. Под влиянием MeToo девушка вдруг поняла, что сниматься в «Двойке» ей некомфортно. Отчасти — из-за того, что главную роль исполнял Джеймс Франко, обвиненный в домогательствах студентками актерской школы. Вот Эмили и обратилась к руководству канала за помощью…
Так на площадке «Двойки» появилась первая в истории координатор интимных сцен по имени Алисия Родис. Она посоветовала Мид подложить под колени специальную прокладку, а между дублями воспользоваться ароматизированной смазкой и особым спреем для рта. Ну и, конечно, оказала ей всяческую психологическую поддержку.
Годом ранее Алисия учредила некоммерческую организацию Intimacy Directors International. Ее цель заключалась в том, чтобы наладить диалог между участниками съемок, дабы все осознавали интимность процесса, не оскорбляли ничьих чувств и работали по заранее отрепетированному сценарию. То есть никаких импровизаций в духе «Последнего танго в Париже», после которого актриса Мария Шнайдер заявила, что легендарная сцена с маслом не была оговорена заранее, снималась взаправду, а потому Марлон Брандо ее по сути изнасиловал.
А поговорить?
Теперь подобные принципы стали использоваться сплошь и рядом, а координаторы нескромных сцен быстро превратились в важнейших действующих лиц на съемочной площадке. До начала работы они устраивают общие обсуждения сцен секса и индивидуальные встречи с артистами, чтобы узнать, как далеко те готовы зайти по извилистой тропе реалистичности.
По словам Родис, многие актеры и актрисы, особенно на заре карьеры, столкнулись с эмоциональными травмами из-за неловко поставленных постельных сцен. Это сродни физическим повреждениям звезд боевиков, которые после пережитого уже не в состоянии трюкачить так же лихо, как прежде.
Подобные душевные раны получили, например, Леа Сейду, засветившаяся в натуралистичных сексуальных сценах в «Жизни Адель», и Эмилия Кларк, пострадавшая на съемках «Игры престолов». Никто толком не объяснил Кларк, как следует действовать в кадре, и она чувствовала себя максимально уязвимой. На выручку в итоге пришел не режиссер или продюсер, а исполнитель роли Кхала Дрого Джейсон Момоа, без заступничества которого Эмилия бы совсем растерялась.
А Дженнифер Лоуренс терзало чувство вины из-за того, что ей предстояло изображать откровенную сцену с женатым Крисом Праттом в «Пассажирах», поэтому она не нашла ничего лучше, чем накануне съемок накачаться виски.
Неудивительно, что с 2018 года боссы HBO сделали присутствие координаторов обязательным на всех проектах, где предусмотрены эротические эпизоды. Вскоре эстафету подхватил и Netflix с «Сексуальным просвещением» – хотя, как пошутил Эйса Баттерфилд, со сценой мастурбации он бы и без всяких координаторов справился.
Семинары и тренинги по соответствующей подготовке актеров стали на регулярной основе проводиться в театрах. А гильдия режиссеров Великобритании, например, выпустила руководство, включающее 96 принципов, которых рекомендуется придерживаться при работе над экранным сексом.
Следовало решить, действительно ли без него нельзя обойтись по сюжету, исключить обнаженку на первых прослушиваниях и проводить после съемок опросы среди актеров, дабы выяснить, не возникло ли у них претензий. Здесь же отметим, что гениталии участников акта всегда скрываются специальными накладками, чтобы избежать их соприкосновения, да и наличие белья телесного цвета только приветствуется. А на площадку допускаются лишь те, чье присутствие необходимо для работы над эпизодом.
Хранить верность
Постепенно сформировался и набор требований к самим координаторам. В 2020 году актерская гильдия SAG-AFTRA выпустила целый кодекс, которым им отныне предстояло руководствоваться в профессиональной деятельности. Требовалось обладать знаниями в области съемочного этикета, сексуального здоровья и юридических договоренностей между различными гильдиями и профсоюзами. Понимать, как обеспечить безопасность участников съемок, дать ценные советы по нужным техникам, оказать квалифицированную помощь в случае травм (психологических прежде всего) и, естественно, хранить верность принципам гендерного и сексуального разнообразия.
К тому времени на съемках по всему миру трудились порядка 60 координаторов, работавших над статусными шоу уровня «Эйфории» и «Ведьмака». А создание откровенных сцен требовало все более скрупулезной подготовки. Эпизоды медового месяца героев «Бриджертонов» на экране длятся около 5 минут, а репетировали их 2 месяца. Впрочем, это сущий пустяк по сравнению с подготовкой сцены секса из «Дома Дракона»: страсть гвардейца Кристона (Фабьен Франкель) и принцессы Рейниры (Милли Олкок) закипала аж 7 месяцев.
Но та сцена была хотя бы короткой. В «Нормальных людях» продолжительность интимных эпизодов составила рекордную 41 минуту, и координатору Ите О’Брайен пришлось постараться, чтобы показать их эволюцию: от неуклюжего первого контакта до уверенного зрелого секса.
Правда, не все с одинаковым энтузиазмом отнеслись к появлению на съемках вездесущих секс-координаторов. Шон Бин, например, заявил, что их участие убивает спонтанность любовных эпизодов, делает их неестественными. Энди Серкис назвал новомодные веяния очередной формой цензуры. Исполнительный продюсер упомянутых «Нормальных людей» Эд Гини тоже опасался, что вмешательство координаторов негативно повлияет на творческую составляющую съемочного процесса.
Но заметьте, что эти комментарии поступали исключительно от мужчин. Женщины же восприняли появление координаторов благосклонно, да и вообще большинство артистов сошлись во мнении, что качественная проработка интимных эпизодов помогла им раскрепоститься и лучше раскрыть своих персонажей.
«Сама, сама, сама…»
В России же институт координаторов пока не сложился, и причина этого довольно проста. На Западе появление новой профессии стало результатом мощных потрясений, которые произошли вроде бы лишь в мире кино, но извлеченные из них уроки оказались актуальны для миллионов людей. У нас же чего-то подобного (пока) не наблюдалось, соответственно, и общественного спроса на координаторов не возникло. Да и российская культура отмены связана в основном не с домогательствами, а с разного рода демаршами политического характера. Поэтому на съемках откровенных эпизодов отдуваются режиссеры с продюсерами, хотя и сами артисты порой берут на себя такую ответственность.
Нашумевшую сцену из «Текста» Иван Янковский и Кристина Асмус снимали на мобильный телефон, причем режиссер Клим Шипенко прекрасно осознавал, что ее провокационность шокирует публику. Так и получилось – на актрису обрушились волны хейта, а отдельные злопыхатели даже связывали ее съемки в «Тексте» с последующим расставанием и разводом с Гариком Харламовым. В итоге тому пришлось лично вступиться за жену.
Куда более безобидная ситуация сложилась на площадке сериала Валерия Тодоровского «Надвое», объединившего на экране Данилу Козловского и Александра Петрова. Последний рассказывал, что они с коллегой соревновались в количестве и красоте постельных сцен, а за плейбеком радостно наблюдали чуть ли не все члены съемочной группы. Не смущают аналогичные эпизоды и Максима Матвеева: в интервью «КиноРепортеру» звезда «Триггера» признавался, что странно ограничивать себя творческими рамками, ведь секс – неотъемлемая часть нашей жизни.
К откровенным сценам с женой Елизаветой Боярской он тоже относится с пониманием и не видит здесь никаких преград. А вот Елена Лядова после свадьбы с Владимиром Вдовиченковым от обнаженки наотрез отказалась — спасибо дублершам, выручают в трудную минуту. У Юлии Снигирь нет табу на сцены секса, но она всегда ждет от режиссера оправданий в необходимости раздеться.
Пункты о соответствующих эпизодах заблаговременно вносятся в контракты с актерами. Сами эпизоды тщательно прописываются на бумаге. С артистами предварительно беседуют режиссер и сценарист, а на площадке орудуют лишь постановщик, оператор и звуковик. Сюрпризы возникают редко, поскольку люди заранее представляют, с чем должны столкнуться. А если никак не удается расслабиться, на помощь всегда может прийти алкоголь: в решающий момент спиртное спасало не только Дженнифер Лоуренс, но и звезд «Аритмии» Ирину Горбачеву с Александром Яценко.
В целом складывается впечатление, что в отечественном кино к интимным сценам относятся спокойнее, чем в кино западном. Да, иногда они производят изрядную шумиху и врезаются в память прочнее, чем другие фрагменты картины. Но часто бывает, что гораздо сложнее секса изобразить по-настоящему трогательный поцелуй. Или потерю близкого человека. Или внезапное осознание собственной смертности.
Интим, безусловно, – дело тонкое. Здорово, что о психологии ранимых артистов заботятся специально обученные профессионалы. Но не будем забывать, что кино в первую очередь – великое искусство обмана. И миссию его идеально описывает фраза, которую произнес Иван Янковский после съемок в упомянутом «Тексте»: «Мы всех качественно развели». Причем без каких-либо координаторов!
Комментарии