Павел Чинарев против мафии, коррупции, харассмента и темных потусторонних сил.
Московского сыщика, красавца и умницу, за какие-то грехи ссылают в отдаленное сибирское поселение. Что сулит, казалось бы, скучную однообразную синекуру. Но не тут-то было: почти сразу же случается громкое событие – пропадает мальчик. Вскоре его обнаруживают в заброшенном здании, изувеченного, без сознания, но еще живого. И чем дальше продвигается дело, тем больше вопросов по ходу возникает, тем противоречивее обстоятельства вскрываются, тем плотнее сгущается вокруг зловещая тьма.
Короче, все как мы любим. На улице почитателей жанра «коп с личными проблемами расследует загадочные преступления в тихом захолустье» (пора бы уже, наверное, более емкий термин придумать) – снова праздник. Под названием «Зверобой». Организовал его в том числе один из сценаристов «Хорошего человека» – триллера той же, в общем, формации – Руслан Галеев. Организовал без какой-то выдающейся, положим, феерии. То есть чего-то революционно-прорывного (как в том же «Хрустальном», сумевшем аккуратно и грамотно осветить крайне болезненную тему) ждать вроде бы не приходится. Но в то же время потрудился Галеев на совесть, составив предельно насыщенную программу для нашего развлечения.
В ней, не считая фальшиво исполненной гоп-баллады о малолетних бандюганах, – сплошь уверенные шлягеры. Про могучую бессмертную наркомафию, коррупцию в органах, лесных сектантов, уличный харассмент, силы древние хтонические, а также про свирепого зверя в людском обличье. Стало быть, и мрачным фолк-мотивам внимание уделяется, и вопросы на злобу дня не игнорируются, что похвально. Специальный женский персонаж, необходимый единственно для того, чтобы всем мешать и всех бесить (в современных сериалах типаж распространенный), также присутствует – Марина Ворожищева играет эту неугомонную барышню.
Солирует же в «Зверобое» Павел Чинарев, чья карьера за последние год-два неожиданно набрала внушительные обороты («И снова здравствуйте!», «Самка богомола», «Вертинский»). Здесь у него роль несколько устаревшего, нетипичного для жанра образца – неимоверно крутого мужика, который головой работает не хуже, чем своими рельефными мускулами, к тому же исключительно высоких моральных стандартов и вообще со всех сторон прекрасный такой, аж невозможно. И даже когда напивается с горя или досады, то все равно достоинства не теряет, остается молодцом. Чем особенно выделяется в провинциальной среде, воспринимающей его как чужеродный элемент и старательно отторгающей.
Собственно, он и есть чужеродный элемент: герой Чинарева является ведь, по сути, частью совсем другого мира – мира далекой столицы. Откуда он был изгнан и с которым держит связь через подругу – гламурную кису, вращающуюся в богемных кругах. Постепенно связь эта предсказуемо ослабевает, по мере того, как герой осваивается в новом, необычном для себя мире подлинной России.
Вообще тезис о том, что подлинная Россия в действительности начинается далеко от МКАД, транслируется давно. В конце концов трудно с этим спорить. Но в сериале «Зверобой» на ней делается особый, мифологический акцент. Москва здесь рисуется небесным чертогом, где обитают всесильные начальники, белокурые нимфы и Павел Прилучный. Но при этом роскошный фасад служит лишь маскировкой, под которой скрывается сплошная гниль (кстати, и изгнан оттуда герой был, раз уж на то пошло, не то чтобы прямо за грехи, а скорее за несовместимую с тамошними законами принципиальность).
Тогда как вымышленное поселение, затерянное в тайге, – это, конечно, полный Тартар, жуть и мгла, но зато – по-честному. Во многом неприятная, но все-таки небезнадежная, поправимая (при условии приложения немалых усилий) реальность, в которую периодически просачивается потустороннее. Что делает ее по-своему интереснее. А еще воздух свежий – немаловажный опять же фактор.
Следует, однако, тут же оговориться, что «Зверобой» в область потустороннего все-таки с головой не окунается – как, допустим, родственные ему «Топи» и «Мертвое озеро», предпочитая более прагматичный подход. Тем и выделяется на данный момент среди множества аналогов, выдерживая баланс между классическим нуарным триллером про поиски маньяка в глубинке и густой мистической хмарью. К чему в нагрузку идет не самое банальное исследование темы сложного российского устройства.
Весьма отрадно, к слову, что такие вещи у нас научились производить – и исключительно качественно – в масштабах, сильно перекрывающих спрос. Кому-то даже может показаться, что «ну вот опять, ну сколько можно про это». Но, объективно говоря, наблюдаемое изобилие крепких смурных триллеров свидетельствует только о положительных тенденциях.
Комментарии