В неопределенно далеком будущем остатки человечества окопались в огромном подземном многоэтажном бункере и торчат там уже лет 200 как минимум (сколько точно, никто не помнит). Потому как атмосфера на поверхности планеты, давно превращенной в унылую пустыню, с жизнью не совместима. А в бункере пусть и тесновато, зато дышится относительно легко. Свет есть, водопровод, интернет проведен, еды в достатке. Однако находятся индивиды, у которых закрадываются крамольные мысли: а так ли все плохо за пределами бункера, так ли хорошо внутри и не пора ли отсюда валить?
Чуть больше десяти лет назад американец Хью Хауи опубликовал лаконичный рассказ под заголовком «Шерсть». С него-то все и началось. Далее последовало продолжение, затем еще одно, затем еще, еще и еще. В конце концов «Шерсть» выросла в целую вселенную, а корпорация Apple превратила ее в высокобюджетный сериал.
При чем здесь вообще какая-то шерсть, долго объяснять, да и не важно на самом деле. У сериала оригинальное название, кстати, тоже замороченное – Silo, то есть «Силосная яма». В этом как бы подразумевается глубокий смысл, но в реальности оно тоже не важно. По-нашему, в русской локализации, он просто «Укрытие», что гораздо привлекательнее, понятнее и содержанию вполне соответствует.
Собственно, кроме названия, ни сериал, ни литературный первоисточник ничем особенным не отличаются. Постапокалиптическая антиутопия как постапокалиптическая антиутопия. Тот же «Сквозь снег», грубо говоря, только в профиль. Вместо крутого суперпоезда, стремительно несущегося сквозь сугробы, – статичная вертикальная шахта с винтовой лестницей по центру. Вместо явного агрессивного тоталитаризма – тоталитаризм не совсем явный, в криво напяленной шкуре свободного демократического общества.
Все обязательные атрибуты антиутопии подобного типа на месте. Бункер спроектирован, конечно же, специально так, чтобы в самом низу обитали исключительно страдающие под гнетом бедные пролетарии. Без ежедневного тяжкого труда которых все бы сразу развалилось. Привилегированные классы – департамент IT, в частности, – гнездятся повыше. Кроме того, наличествует отлаженная система слежки и контроля, а сотрудники службы безопасности (в грозного вида черной форме, естественно) имеют привычку вламываться к гражданам без спроса и устраивать обыски. Тогда как власти, разумеется, скрывают страшные тайны, которые положительные герои самоотверженно пытаются раскрыть.
Однако при всей вопиющей вторичности и предсказуемости «Укрытие», судя по оценкам, нашло свою благодарную аудиторию. Вон уже и на второй сезон продлили. И вряд ли секрет успеха кроется в вечно кислой физиономии исполнительницы ведущей роли Ребекки Фергюсон или в однообразном бетонном антураже. Или в тонком чувстве юмора, которое, несомненно, у авторов присутствует, но проявляется лишь в одном моменте: Тим Роббинс играет, по сути, главного надзирателя самой надежной тюрьмы. Или в околодетективном сюжете, который сводится к поиску заведомо очевидных ответов на не такие уж будоражащие вопросы. И уж точно не в правдоподобности изображенного мирка, где, например, все электричество генерирует огромная паровая турбина, а откуда берется пар, никто не знает и ни на секунду не задумывается.
Нет, секрет определенно кроется в чем-то другом. Вероятно, в том, что некоторым людям необходимы такие вот незамысловатые антиутопии, пропитанные бодрящим алармизмом. Чтобы смотреть и обреченно вздыхать: ну да, к тому мы все и катимся. Мрачное будущее в представлении пессимистически настроенного зрителя от этого менее мрачным не становится, но обретает хотя бы ясные и конкретные очертания, подтверждая его пессимизм и тем немного успокаивая.
Несколько лет назад часть пугливой публики точно так же вздыхала, следя за унылейшими перипетиями «Рассказа служанки» и смиренно ожидая скорого наступления диктатуры патриархата. «Укрытие» же, судя по всему, готовит нас к третьей мировой и диктатуре айтишников. А это, согласитесь, гораздо более реалистичный и страшный прогноз. Особенно учитывая, от кого он исходит, – от могучей корпорации Apple. В общем, кто еще на курсы программирования не записался, не тяните резину. Иначе рано или поздно придется на дне бетонного колодца целыми днями паровой генератор чинить.
Марокканскую пустыню сотрясают волны рейва. На песке возвышаются ряды гигантских колонок, и эксцентричная толпа неистовствует на фоне пейзажей будто из…
1 октября театр «Современник» впорхнул в 70-й сезон. Торжественное открытие состоялось на Основной сцене, где фойе преобразилось в выставочное пространство.…
Где грибам место? В масле на сковородке? Засоленным в банке? Все так, но грибы куда больше, чем средство пропитания. Они…
Особым событием «Российской креативной недели» в этом году стала организованная в ее рамках ЭКСПО. Выставка продемонстрировала, как креативные индустрии влияют…
Двое друзей, беспечных пьяниц средних лет, должны встретить в аэропорту третьего. Но это завтра. А пока можно где-нибудь выпить по…
Военная драма Андрея Разенкова «Почтарь» завоевала сразу три награды на Международном молодежном кинофестивале в Хургаде: на ее счету оказались призы в…