Сериалы

«Раневская»: Знакомство с великой актрисой

«Раневская» – первый байопик Фанни Фельдман (реальное имя актрисы). Лауреатка трех Сталинских премий и кавалер ордена Ленина, она по праву считается настоящей легендой театра и кино. Ее жизнь закончилась в бедности и одиночестве, однако роли Раневской служат примером высочайшего актерского мастерства, а ее цитатами пестрят сборники афоризмов. При этом людей, которые близко знали Фаину Георгиевну, практически не было. Так что снять сериал о ней – априори непростая задача. Рассказываем, удалось ли создателям оживить образ великой артистки.

Первая серия застает будущую Раневскую в Таганроге: девушка влюблена в «бессмертного» актера Василия Качалова и намерена ехать в Москву, чтобы поступить в театральную труппу. Несмотря на то, что одобрения отца ждать не приходится. Ее сестра Белла вот-вот выйдет замуж, и безнравственная выходка Фанни может поставить брак под угрозу. Но ни это, ни отсутствие денег для жизни в столице, ни тот факт, что ее уже сосватали за «тощего Мулю», не могло остановить девушку. Она знала, в чем ее призвание, и была готова на все ради своей мечты.

Байопик охватывает период с отъезда Фанни в Москву в 1915 году до съемок телеспектакля «Дальше – тишина…» в 1978-м. Учитывая, что о юности Фаины Раневской известно немногое, сериал по большей части представляет собой художественное высказывание, основанное на общем представлении о великой актрисе. Кроме того, «Раневская» – проект-долгострой: сама идея появилась в 2012 году, о съемках объявили в 2016-м, а начался производственный процесс лишь в 2021-м. За это время изменился актерский состав, а количество эпизодов сократилось с десяти до восьми.

Сумма этих условий негативно сказалась на сериале. Он делает упор на историческую атмосферу, но отдаляет нас от главной героини. Кадры с приглушенными цветами перемежаются ожившими черно-белыми фотокарточками, заставка стилизована под старые фильмы, саундтрек состоит из симфонической музыки – кажется, будто сериал и правда снимали в далеком прошлом, и порой это работает не в его пользу.

Чем дальше от нас временной период, изображенный на экране, тем сложнее погрузиться в происходящее. Местами театральное закулисье напоминает кабаре, а прослушивания – немое кино: такие приемы создают лишнюю дистанцию между зрителями и Раневской. Кажется, будто актриса жила слишком давно, чтобы ощутить с ней связь.

При этом детально проработанные декорации и костюмы становятся частью личной истории Раневской. Например, эпизод с серебряными пуговицами на пиджаке Фанни прекрасно иллюстрирует, через какие тяготы пришлось пройти будущей артистке. Подобных моментов немало, они остаются в памяти, хотя наедине с героиней зритель проведет не так много времени. Именно этого, пожалуй, не хватало ее современникам: шанса узнать актрису поближе, поговорить с ней по душам. И вероятно, именно этого ощущения добивались создатели сериала – невозможности дотянуться до великой Раневской. Однако в определенный момент начинает казаться, что это и не задумка вовсе.

Зато актерский состав подобран вполне тщательно, хотя по итогу выглядит разрозненно, распадаясь на отдельные яркие элементы. Любовь Орлову сыграла Ирина Гринева, Екатерину Гельцер – Эмилия Спивак, Василия Качалова – Александр Домогаров, а Петра Репнина – Константин Лавроненко. Роль Фаины Раневской во всех эпизодах исполнила Мариэтта Цигаль-Полищук, дочь Любови Полищук, знакомая зрителю по роли Анны Ахматовой в сериале «Крылья империи» (2017–2019). Ее специфическая внешность и низкий голос стали решающими при выборе актрисы на главную роль: кастинг длился несколько месяцев, и подходящую кандидатуру было сложно найти. «Раневская» держится именно на игре Мариэтты, которая максимально вжилась в образ ироничной артистки с мощной харизмой.

Если говорить о портрете эпохи, то трагедию революции 1917 года в первую очередь воплощают Фельдманы: отца чуть не сожгли заживо, за его выкуп семья отдала большевикам все сбережения, а затем им пришлось покинуть Россию. Фаина же осталась совсем одна и еще долго шла к серьезным ролям. А когда наконец заработала имя и добилась успеха, ее невзлюбили коллеги по цеху… Этот непростой путь и проходит зритель вместе с главной героиней.

Можно сказать, что «Раневская» – вполне стандартный байопик, с рассказом «от и до», без особых ухищрений и выдающихся художественных средств. Тем не менее задачу познакомить зрителя с судьбой великой актрисы сериал выполняет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

4 часа назад

Мишель Йео вручат почетного «Золотого медведя»

Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…

20 часов назад

«Бугония» Йоргоса Лантимоса: Андромедиане, жгите!

Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…

21 час назад

От «Джона Уика» до «Каскадеров»: Главные фильмы Дэвида Литча

Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…

1 день назад

45-й фестиваль ВГИК наградил победителей

В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…

2 дня назад

«След кометы»: Выставка к 90-летию Людмилы Гурченко

Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…

2 дня назад