Сериалы

«Раневская»: Знакомство с великой актрисой

«Раневская» – первый байопик Фанни Фельдман (реальное имя актрисы). Лауреатка трех Сталинских премий и кавалер ордена Ленина, она по праву считается настоящей легендой театра и кино. Ее жизнь закончилась в бедности и одиночестве, однако роли Раневской служат примером высочайшего актерского мастерства, а ее цитатами пестрят сборники афоризмов. При этом людей, которые близко знали Фаину Георгиевну, практически не было. Так что снять сериал о ней – априори непростая задача. Рассказываем, удалось ли создателям оживить образ великой артистки.

Первая серия застает будущую Раневскую в Таганроге: девушка влюблена в «бессмертного» актера Василия Качалова и намерена ехать в Москву, чтобы поступить в театральную труппу. Несмотря на то, что одобрения отца ждать не приходится. Ее сестра Белла вот-вот выйдет замуж, и безнравственная выходка Фанни может поставить брак под угрозу. Но ни это, ни отсутствие денег для жизни в столице, ни тот факт, что ее уже сосватали за «тощего Мулю», не могло остановить девушку. Она знала, в чем ее призвание, и была готова на все ради своей мечты.

Байопик охватывает период с отъезда Фанни в Москву в 1915 году до съемок телеспектакля «Дальше – тишина…» в 1978-м. Учитывая, что о юности Фаины Раневской известно немногое, сериал по большей части представляет собой художественное высказывание, основанное на общем представлении о великой актрисе. Кроме того, «Раневская» – проект-долгострой: сама идея появилась в 2012 году, о съемках объявили в 2016-м, а начался производственный процесс лишь в 2021-м. За это время изменился актерский состав, а количество эпизодов сократилось с десяти до восьми.

Сумма этих условий негативно сказалась на сериале. Он делает упор на историческую атмосферу, но отдаляет нас от главной героини. Кадры с приглушенными цветами перемежаются ожившими черно-белыми фотокарточками, заставка стилизована под старые фильмы, саундтрек состоит из симфонической музыки – кажется, будто сериал и правда снимали в далеком прошлом, и порой это работает не в его пользу.

Чем дальше от нас временной период, изображенный на экране, тем сложнее погрузиться в происходящее. Местами театральное закулисье напоминает кабаре, а прослушивания – немое кино: такие приемы создают лишнюю дистанцию между зрителями и Раневской. Кажется, будто актриса жила слишком давно, чтобы ощутить с ней связь.

При этом детально проработанные декорации и костюмы становятся частью личной истории Раневской. Например, эпизод с серебряными пуговицами на пиджаке Фанни прекрасно иллюстрирует, через какие тяготы пришлось пройти будущей артистке. Подобных моментов немало, они остаются в памяти, хотя наедине с героиней зритель проведет не так много времени. Именно этого, пожалуй, не хватало ее современникам: шанса узнать актрису поближе, поговорить с ней по душам. И вероятно, именно этого ощущения добивались создатели сериала – невозможности дотянуться до великой Раневской. Однако в определенный момент начинает казаться, что это и не задумка вовсе.

Зато актерский состав подобран вполне тщательно, хотя по итогу выглядит разрозненно, распадаясь на отдельные яркие элементы. Любовь Орлову сыграла Ирина Гринева, Екатерину Гельцер – Эмилия Спивак, Василия Качалова – Александр Домогаров, а Петра Репнина – Константин Лавроненко. Роль Фаины Раневской во всех эпизодах исполнила Мариэтта Цигаль-Полищук, дочь Любови Полищук, знакомая зрителю по роли Анны Ахматовой в сериале «Крылья империи» (2017–2019). Ее специфическая внешность и низкий голос стали решающими при выборе актрисы на главную роль: кастинг длился несколько месяцев, и подходящую кандидатуру было сложно найти. «Раневская» держится именно на игре Мариэтты, которая максимально вжилась в образ ироничной артистки с мощной харизмой.

Если говорить о портрете эпохи, то трагедию революции 1917 года в первую очередь воплощают Фельдманы: отца чуть не сожгли заживо, за его выкуп семья отдала большевикам все сбережения, а затем им пришлось покинуть Россию. Фаина же осталась совсем одна и еще долго шла к серьезным ролям. А когда наконец заработала имя и добилась успеха, ее невзлюбили коллеги по цеху… Этот непростой путь и проходит зритель вместе с главной героиней.

Можно сказать, что «Раневская» – вполне стандартный байопик, с рассказом «от и до», без особых ухищрений и выдающихся художественных средств. Тем не менее задачу познакомить зрителя с судьбой великой актрисы сериал выполняет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

На краю света: Фильмы о смельчаках, бросивших вызов стихии

Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…

8 часов назад

Выручка российских онлайн-кинотеатров выросла на 45%

Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…

14 часов назад

Новый «Царь горы»: Анимационный ситком для старых

Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…

17 часов назад

«Голый пистолет»: Лиам Нисон и Памела Андерсон не извиняются за шутки

Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…

1 день назад

Константин Хабенский сыграет Мольера в спектакле «Кабала святош»

Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…

1 день назад

Мобильный кинотеатр будет курсировать в знаковых местах Москвы

С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…

1 день назад