«Раневская» – первый байопик Фанни Фельдман (реальное имя актрисы). Лауреатка трех Сталинских премий и кавалер ордена Ленина, она по праву считается настоящей легендой театра и кино. Ее жизнь закончилась в бедности и одиночестве, однако роли Раневской служат примером высочайшего актерского мастерства, а ее цитатами пестрят сборники афоризмов. При этом людей, которые близко знали Фаину Георгиевну, практически не было. Так что снять сериал о ней – априори непростая задача. Рассказываем, удалось ли создателям оживить образ великой артистки.
Первая серия застает будущую Раневскую в Таганроге: девушка влюблена в «бессмертного» актера Василия Качалова и намерена ехать в Москву, чтобы поступить в театральную труппу. Несмотря на то, что одобрения отца ждать не приходится. Ее сестра Белла вот-вот выйдет замуж, и безнравственная выходка Фанни может поставить брак под угрозу. Но ни это, ни отсутствие денег для жизни в столице, ни тот факт, что ее уже сосватали за «тощего Мулю», не могло остановить девушку. Она знала, в чем ее призвание, и была готова на все ради своей мечты.
Байопик охватывает период с отъезда Фанни в Москву в 1915 году до съемок телеспектакля «Дальше – тишина…» в 1978-м. Учитывая, что о юности Фаины Раневской известно немногое, сериал по большей части представляет собой художественное высказывание, основанное на общем представлении о великой актрисе. Кроме того, «Раневская» – проект-долгострой: сама идея появилась в 2012 году, о съемках объявили в 2016-м, а начался производственный процесс лишь в 2021-м. За это время изменился актерский состав, а количество эпизодов сократилось с десяти до восьми.
Сумма этих условий негативно сказалась на сериале. Он делает упор на историческую атмосферу, но отдаляет нас от главной героини. Кадры с приглушенными цветами перемежаются ожившими черно-белыми фотокарточками, заставка стилизована под старые фильмы, саундтрек состоит из симфонической музыки – кажется, будто сериал и правда снимали в далеком прошлом, и порой это работает не в его пользу.
Чем дальше от нас временной период, изображенный на экране, тем сложнее погрузиться в происходящее. Местами театральное закулисье напоминает кабаре, а прослушивания – немое кино: такие приемы создают лишнюю дистанцию между зрителями и Раневской. Кажется, будто актриса жила слишком давно, чтобы ощутить с ней связь.
При этом детально проработанные декорации и костюмы становятся частью личной истории Раневской. Например, эпизод с серебряными пуговицами на пиджаке Фанни прекрасно иллюстрирует, через какие тяготы пришлось пройти будущей артистке. Подобных моментов немало, они остаются в памяти, хотя наедине с героиней зритель проведет не так много времени. Именно этого, пожалуй, не хватало ее современникам: шанса узнать актрису поближе, поговорить с ней по душам. И вероятно, именно этого ощущения добивались создатели сериала – невозможности дотянуться до великой Раневской. Однако в определенный момент начинает казаться, что это и не задумка вовсе.
Зато актерский состав подобран вполне тщательно, хотя по итогу выглядит разрозненно, распадаясь на отдельные яркие элементы. Любовь Орлову сыграла Ирина Гринева, Екатерину Гельцер – Эмилия Спивак, Василия Качалова – Александр Домогаров, а Петра Репнина – Константин Лавроненко. Роль Фаины Раневской во всех эпизодах исполнила Мариэтта Цигаль-Полищук, дочь Любови Полищук, знакомая зрителю по роли Анны Ахматовой в сериале «Крылья империи» (2017–2019). Ее специфическая внешность и низкий голос стали решающими при выборе актрисы на главную роль: кастинг длился несколько месяцев, и подходящую кандидатуру было сложно найти. «Раневская» держится именно на игре Мариэтты, которая максимально вжилась в образ ироничной артистки с мощной харизмой.
Если говорить о портрете эпохи, то трагедию революции 1917 года в первую очередь воплощают Фельдманы: отца чуть не сожгли заживо, за его выкуп семья отдала большевикам все сбережения, а затем им пришлось покинуть Россию. Фаина же осталась совсем одна и еще долго шла к серьезным ролям. А когда наконец заработала имя и добилась успеха, ее невзлюбили коллеги по цеху… Этот непростой путь и проходит зритель вместе с главной героиней.
Можно сказать, что «Раневская» – вполне стандартный байопик, с рассказом «от и до», без особых ухищрений и выдающихся художественных средств. Тем не менее задачу познакомить зрителя с судьбой великой актрисы сериал выполняет.
В тропическом лесу на острове Борнео кипит жизнь. Змейки ползают, стрекозки летают, лягушки квакают, орангутаны на ветках раскачиваются. А потом…
Майкл Мэдсен скончался на 68-м году жизни. Тело актера обнаружили без признаков жизни в собственном доме в Малибу. Об этом…
Голливудская торговая палата объявила имена деятелей культуры, которые в 2026 году будут удостоены звезды на «Аллее славы» в Лос-Анджелесе. В…
3 июля 2025 года исполняется 40 лет с выхода в мировой прокат культового фильма Роберта Земекиса «Назад в будущее» –…
Если первый сезон «Игры в кальмара» можно обозначить как изысканный деликатес, то заключительные серии окончательно трансформировали сериал в простенькую закуску…
В жизни 17-летней альтушки Насти (Таисья Калинина), кажется, все не так и все не то – родители (Любовь Толкалина и…