«Раневская» – первый байопик Фанни Фельдман (реальное имя актрисы). Лауреатка трех Сталинских премий и кавалер ордена Ленина, она по праву считается настоящей легендой театра и кино. Ее жизнь закончилась в бедности и одиночестве, однако роли Раневской служат примером высочайшего актерского мастерства, а ее цитатами пестрят сборники афоризмов. При этом людей, которые близко знали Фаину Георгиевну, практически не было. Так что снять сериал о ней – априори непростая задача. Рассказываем, удалось ли создателям оживить образ великой артистки.
Первая серия застает будущую Раневскую в Таганроге: девушка влюблена в «бессмертного» актера Василия Качалова и намерена ехать в Москву, чтобы поступить в театральную труппу. Несмотря на то, что одобрения отца ждать не приходится. Ее сестра Белла вот-вот выйдет замуж, и безнравственная выходка Фанни может поставить брак под угрозу. Но ни это, ни отсутствие денег для жизни в столице, ни тот факт, что ее уже сосватали за «тощего Мулю», не могло остановить девушку. Она знала, в чем ее призвание, и была готова на все ради своей мечты.
Байопик охватывает период с отъезда Фанни в Москву в 1915 году до съемок телеспектакля «Дальше – тишина…» в 1978-м. Учитывая, что о юности Фаины Раневской известно немногое, сериал по большей части представляет собой художественное высказывание, основанное на общем представлении о великой актрисе. Кроме того, «Раневская» – проект-долгострой: сама идея появилась в 2012 году, о съемках объявили в 2016-м, а начался производственный процесс лишь в 2021-м. За это время изменился актерский состав, а количество эпизодов сократилось с десяти до восьми.
Сумма этих условий негативно сказалась на сериале. Он делает упор на историческую атмосферу, но отдаляет нас от главной героини. Кадры с приглушенными цветами перемежаются ожившими черно-белыми фотокарточками, заставка стилизована под старые фильмы, саундтрек состоит из симфонической музыки – кажется, будто сериал и правда снимали в далеком прошлом, и порой это работает не в его пользу.
Чем дальше от нас временной период, изображенный на экране, тем сложнее погрузиться в происходящее. Местами театральное закулисье напоминает кабаре, а прослушивания – немое кино: такие приемы создают лишнюю дистанцию между зрителями и Раневской. Кажется, будто актриса жила слишком давно, чтобы ощутить с ней связь.
При этом детально проработанные декорации и костюмы становятся частью личной истории Раневской. Например, эпизод с серебряными пуговицами на пиджаке Фанни прекрасно иллюстрирует, через какие тяготы пришлось пройти будущей артистке. Подобных моментов немало, они остаются в памяти, хотя наедине с героиней зритель проведет не так много времени. Именно этого, пожалуй, не хватало ее современникам: шанса узнать актрису поближе, поговорить с ней по душам. И вероятно, именно этого ощущения добивались создатели сериала – невозможности дотянуться до великой Раневской. Однако в определенный момент начинает казаться, что это и не задумка вовсе.
Зато актерский состав подобран вполне тщательно, хотя по итогу выглядит разрозненно, распадаясь на отдельные яркие элементы. Любовь Орлову сыграла Ирина Гринева, Екатерину Гельцер – Эмилия Спивак, Василия Качалова – Александр Домогаров, а Петра Репнина – Константин Лавроненко. Роль Фаины Раневской во всех эпизодах исполнила Мариэтта Цигаль-Полищук, дочь Любови Полищук, знакомая зрителю по роли Анны Ахматовой в сериале «Крылья империи» (2017–2019). Ее специфическая внешность и низкий голос стали решающими при выборе актрисы на главную роль: кастинг длился несколько месяцев, и подходящую кандидатуру было сложно найти. «Раневская» держится именно на игре Мариэтты, которая максимально вжилась в образ ироничной артистки с мощной харизмой.
Если говорить о портрете эпохи, то трагедию революции 1917 года в первую очередь воплощают Фельдманы: отца чуть не сожгли заживо, за его выкуп семья отдала большевикам все сбережения, а затем им пришлось покинуть Россию. Фаина же осталась совсем одна и еще долго шла к серьезным ролям. А когда наконец заработала имя и добилась успеха, ее невзлюбили коллеги по цеху… Этот непростой путь и проходит зритель вместе с главной героиней.
Можно сказать, что «Раневская» – вполне стандартный байопик, с рассказом «от и до», без особых ухищрений и выдающихся художественных средств. Тем не менее задачу познакомить зрителя с судьбой великой актрисы сериал выполняет.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…