Алмазы, мамонты, полицейские, уголовники, артисты и неприкаянный поезд посреди сибирских лесов.
В колонии близ сибирского города Энска заключенные, копая тоннель для побега, натыкаются на месторождение алмазов. Тут же организуется кооперативное подпольное предприятие по их добыче, прибыль от которого делится пополам между начальством учреждения и криминальными боссами. Вдруг – новость: в колонию едет с проверкой комиссия из ЕС. Чтобы все прошло гладко, начальство решает всех зэков посадить на поезд и покатать недельку-другую по родным просторам, а освободившиеся камеры заселить артистами больших и малых театров. Но трое уголовников по разным причинам избегают вояжа, и их отдают на передержку патрульным из местного отделения полиции.
Есть основания полагать, что авторы сериала «Абсурд», исходя из каких-то своих, никому не ведомых соображений, поставили себе задачу всенепременно догнать и перегнать «Игру престолов» по количеству персонажей и сюжетных линий. После чего бросились стахановскими темпами ее выполнять. Уже в первых эпизодах счет идет буквально на десятки активно действующих лиц, и конца-краю этому не видно.
Вот прикиньте: у трех полицейских, взявшихся опечкать осужденных, есть семьи (у кого жена, у кого мама, у кого полный комплект с детьми), плюс в одного из них безответно влюблена библиотекарша, тогда как сам он безответно влюблен в тюремную врачиху, а она, в свою очередь, любит одного из тех осужденных, а другой осужденный строит глазки дочери другого полицейского, а третий осужденный ищет алмазы, украденные еще одним нехорошим человеком, которого, по-видимому, сожрал медведь.
А это, между прочим, лишь малая часть от всего, что в сериале происходит. Поэтому «Абсурд» – не самое, пожалуй, удачное название. Гораздо лучше сюда подошло бы слово «хаос», например. По крайней мере, оно при просмотре гораздо чаще в голове ассоциативно всплывает. Наряду с такими словами, как «приумножение сущностей» и «чрезмерность». Но почти без негативных коннотаций.
Хотя абсурдный юмор в арсенале, безусловно, присутствует, но вообще «Абсурд» нельзя назвать чисто комедией абсурда. Абсурдизм – вообще штука в неразбавленном виде для восприятия сложная, и он здесь как основной инструмент вряд ли был бы уместен. Поскольку сериал, несмотря на некоторую структурную сложность, обусловленную исключительно вышеупомянутым приумножением сущностей, на самом деле очень даже простой. В смысле посконный, сермяжный, навеянный понятными, всем известными вещами – от «Джентльменов удачи» до «ДМБ» и «Особенностей национальной охоты».
Соответственно, и мотивы все понятные, сермяжные, посконные. Во всех смыслах. В опенинге звучит инструментальный кавер на The Passenger Игги Попа, Юрий Чурсин в роли афериста-ловеласа проникновенно и нежно поет под гитару «Голуби летят над нашей зоной» – такой приблизительно диапазон. Максимально широкий. И внутри него находится место всему. Включая аллюзию на так называемый Стэнфордский тюремный эксперимент. А также отдельный сегмент отведен под пелевинско-гребенщиковский метафорический образ железнодорожного состава, несущегося неизвестно куда и управляемого абсолютно невменяемым индивидом в погонах.
Так простота и понятность (типажей, обстоятельств, мотивов, образов) уравновешивается непредсказуемостью. В этой универсальной формуле для описания и осмысления российской действительности создатели «Абсурда» придают последней переменной – непредсказуемости – максимальное значение. Благодаря чему результаты получаются соответствующие. То у них мамонт зачем-то возникнет, то нависнет над местом действия угроза локального апокалипсиса, вызванная потребностью в оптовом засоле рыбы. Если подумать, ничего такого из ряда вон в контексте российской действительности. И все же привести это все может гипотетически к чему угодно, вплоть до вторжения монстров из-под земли. За что сериал «Абсурд» нужно уже как минимум ценить.
Комментарии