Фильмом открытия ММКФ стал долгожданный эпик «Сердце пармы», снятый Антоном Мегердичевым по книге Алексея Иванова. Выпущенный почти 20 лет назад «роман-легенда» основан на реальных событиях и изобилует историческими фигурами – правителями, полководцами и завоевателями, приходившими на землю Великой Перми. Но чем дальше от княжества московского, тем больше мистики – суровая природа и многовековые верования местных берут свое, и в сюжете возникают золотые идолицы, колдуны, ламии-перевертыши и прочие сверхъестественные силы.
А потому «Сердце пармы» близко к определению фэнтези – вопреки Федору Бондарчуку в образе Ивана III, собирателя земли русской. Причем, фэнтези не славянского, каковым пытались сделать, например, «Волкодава», и не западного, хотя при просмотре возникают неизбежные сравнения с «Игрой престолов». Это полотно более самобытное, скрепленное огнем и кровью. Плавильный котел, в котором бурлит насилие и желание отстоять свое – веру, землю, душу.
Можно сколько угодно шутить про Илью Маланина из рода Таргариенов или про князя Асыку, въезжающего в покоренный город на огромном лосе, словно Трандуил, но эти эпизоды не выглядят инородно в контексте всей истории. Разве не логично предположить, что в нашей общей культуре, а особенно на клочке земли, где сошлись русы, татары, пермяки, вогулы и бог знает кто еще возможно появление белокурых воинов? И разве не так работает жанр, в котором художественные допущения призваны усилить авторскую мысль, а не разрушить ее до основания?
Разумеется, при столь объемном первоисточнике было бы глупо ожидать ровного, не провисающего темпа повествования, а потому насыщенные экшеном боевые сцены перемежаются с эпизодами мирной жизни. Или попытками жить таковой, наплевав на правила и условности. Но вскоре оказывается, что Выбор должен быть сделан. А еще позднее – что даже единственно верное решение может принести лишь горечь сожалений.
Возможно, среднестатистическому зрителю, которому «Сердце пармы» вполне может прийтись по нраву, будет тяжело высидеть почти три часа. Эта литературная сага, в которой главной герой фактически проживает всю свою жизнь – от детства до лет весьма преклонных, могла бы лучше раскрыться в формате сериала. Тогда, быть может, в глаза не так бросалась бы постоянная нагота Елены Ербаковой в роли Тиче, а каждая батальная сцена впечатляла бы еще сильнее.
К тому же, эпизоды могли бы разделяться за счет второстепенных героев, между которыми зритель вынужден разрываться. Короля, как известно, делает свита, и Александр Кузнецов, который невероятно уместно смотрелся в «Скифе», слегка уступает своим экранным партнерам, составляющим многоликий и красочный ансамбль.
Здесь и Сергей Пускепалис, играющий верного соратника и друга, и Евгений Миронов в роли епископа, готового принести слово божье на языческие земли, и одержимый жадностью и похотью дьяк в исполнении Михаила Евланова. Хороши и те, кто возникает совсем ненадолго – невероятно уместен Александр Горбатов в роли отца Михана, органична его няня Роза Хайруллина.
За счет сжатого – настолько, чтобы не терялась мотивация героев, – повествования часть их помыслов и деяний все равно остается за кадром и выглядит, например, как внезапное перевоспитание. В числе странных моментов и реакция Михана на предательство – его можно понять, поскольку ситуация чрезмерно драматична, но вот реализация заставляет улетучиться любые переживания.
Еще один немаловажный минус – неразборчивость речи некоторых героев. Субтитры, которые сопровождают каждый показ ММКФ, помогают уловить суть некоторых реплик, но в обычных кинозалах такая роскошь не предусмотрена. Аутентичность взамен доступности – не лучшая сделка.
В итоге «Сердце пармы» оказывается отличным аттракционом, по которому можно было соскучиться за время вынужденного простоя кинотеатров. Фильм легко вписывается в рамки взрослого фэнтези за счет обилия наготы и кровавых сцен, при этом сохраняет понятный всему населению страны культурный код, развлекает и заставляет задуматься над некоторыми вещами.
Несколько несбалансированное повествование уравновешено отличными актерскими работами и грамотным подходом к проработке мира, в котором материальное и духовное слились воедино. Наконец, «Сердце пармы» можно смело называть событием – по количеству сил, времени и денег, которые были вложены в производство. И если вы следите за состоянием отечественной индустрии, это уже достойный повод пойти в кинозал.
Тихий городок в Пенсильвании потрясла ужасная трагедия – однажды ночью 17 ребятишек из класса мисс Гэнди (Джулия Гарнер), широко раскинув…
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…