В российский прокат выходит нетипичная военная драма «Семь черных бумаг», которую в конце апреля показали в одной из конкурсных программ ММКФ. Ее действие разворачивается в 1942 году. В осетинском высокогорье двое мальчишек – старший Бечыр и младший Дзамбул – подговаривают местного почтальона, своего ровесника, прятать похоронки, чтобы хоть как-то защитить оставшихся в селе женщин от новых ударов судьбы.
«Мы понимаем, что это не коммерческая история, но для нас она родная», – поделились режиссер и сценарист ленты, братья Анатолий и Алан Колиевы.
Это правда – сюжет во многом опирается на судьбу их родного дедушки, одного из немногих солдат, вернувшихся с фронта живыми. Другой источник вдохновения – рассказ знаменитого осетинского писателя Михаила Булкаты, в произведениях которого бытовые реалии тесно переплетаются с фольклорными традициями.
Аналогичный подход прослеживается и в картине. Трагические события герои переживают так же остро, как и люди в любой точке огромной страны, но осмысляют их по-своему, опираясь в том числе на народную культуру, в которой ярко отражены и горе, и радость. Нартский эпос крепко вшит в сюжетную и визуальную канву фильма: вот старик рассказывает легенду о возникновении фандыра, национального струнного инструмента, и на стене вдруг оживают тени. Вот завистливые соседки шепчутся о матери героев (Зита Лацоева), и в их словах угадывается культовая фигура Шатаны – хранительницы очага, воительницы, матери.
А вот в яркой ночной вспышке камера, прежде неподвижная, судорожно выхватывает крышу Даргавса, города мертвых, расположенного между двумя горными ущельями. Учитывая характер сцены, метафора оказывается настолько же красивой, насколько и страшной. Но даже если не знать всех культурных нюансов, при просмотре невозможно не проникнуться атмосферой. Кажется, что в безмолвных горах боль потери отражается стократным эхом.
Синопсис картины оказывается вполне исчерпывающим – какого-то внешнего продолжения замысел братьев не получает. В обособленный мир, в котором старики по-прежнему вырезают игрушки из дерева, а ветер насквозь продувает древние башни, страшное военное время вторгается нечасто и неторопливо. Вместо этого на первый план выходит внутренняя динамика.
В столь лаконичном сеттинге, словно сотканном из горного воздуха и вековых традиций, разворачивается масштабная, мощнейшая по своему накалу драма, которая при этом не теряет возвышенности. Способствуют этому и юношеский максимализм Бечыра (Максим Караев невероятно хорош), и его стремление к чему-то благородному и отчасти неземному, и уникальное жанровое сочетание, которое создатели сумели выдержать. Именно благодаря магическому реализму эта история приобретает невозможный, гипнотический объем.
И, конечно, «Семь черных бумаг» – это в высшей степени эстетическое кино, способное прийтись по вкусу как фестивальной публике, так и обычным зрителям. Как минимум и тем и другим удовольствие доставит техническая составляющая – соотношение сторон, предметное оформление, цветокоррекция. Художественным руководителем картины значится Клим Шипенко: Колиевы говорят, он дал несколько дельных советов по монтажу.
В остальном влияние извне незаметно: это абсолютно самобытная и незамутненная история, в которой даже природа выглядит чуть иначе, чем мы привыкли видеть. Тот же принцип – попытку найти покой и красоту даже в самых страшных вещах – транслирует и кино. Неудивительно, что эта гармония бьет прямо в сердце.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…