«КиноРепортер» посмотрел «Джокера» на Венецианском фестивале, где драма от DC и комедиографа Тодда Филлипса вошла в историю, взяв «Золотого льва». С небольшими спойлерами рассказываем о фильме с Хоакином Фениксом, который открывает новую главу в истории экранизаций комиксов.
Неудачливый клоун Артур Флек живет с мамой в тесной квартирке где-то на окраине Готэма. Он страдает от психического расстройства, в результате которого в моменты острых переживаний начинает неконтролируемо хохотать, пугая окружающих и доводя до исступления самого себя. Флек мечтает стать успешным стендап-комиком — смешить людей, нести радость в мир, но вместо аплодисментов шут получает несчетное количество ударов судьбы (или ударов кулаками от агрессивных незнакомцев, если день выдался особенно провальным). Постепенно, шаг за шагом, он приближается к тому, чтобы навсегда изменить свое имя и стать Джокером.Так начинается история персонажа — главного антагониста вселенной DC.
Большую часть жизни Флек — будущий Джокер — страдает от равнодушия окружающих его людей, их озлобленности и желания побольнее задеть ближнего. Драматизм ситуации усугубляется тем, что он снова и снова дает миру второй шанс. Его нелепые клоунские танцы и добродушные кривляния веселят детей в хосписе и случайных прохожих ребятишек, но взрослые продолжают твердить Флеку, что он не смешной. Тодд Филлипс снял картину, максимально далекую по стилистике от привычных супергеройских комиксов: он делает акцент на психологическом портрете героя, и через его взаимодействие с окружающей действительностью показывает, насколько этот мир бывает и жесток, и несправедлив. Чем дальше развивается сюжет, тем глубже зритель вязнет в этом болоте, где надежды на спасение, кажется, совсем нет. Если говорить упрощенно, то Филлипс предлагает задуматься о том, чтобы быть друг к другу чуточку добрее — эту мысль он озвучил и в рамках Венецианской пресс-конференции.
Нет. Как рассказал на пресс-конференции Филлипс, некоторые моменты картины, касающиеся скорее окружающей героя действительности, он взял из оригинальных комиксов, но историю Джокера написал заново, поскольку раньше никто не пытался понять прошлое главного врага Бэтмена и грозы Готэма — с чего начинается становление Джокера. В его интерпретации будущий злодей вызывает бесконечное сочувствие и становится весьма неоднозначным персонажем. Хотя при желании здесь можно рассмотреть нотки «Убийственной шутки» Алана Мура и «Возвращения Темного Рыцаря» Фрэнка Миллера. О шуте-Джокере из комиксов мы рассказываем тут.
В фильме «Джокер» действительно много насилия, причем не только физического, но и морального. Совсем чудовищных сцен убийств (разве что с этической точки зрения) в нем нет, но удушающая атмосфера безнадежности пугает гораздо больше, чем литры крови, так что впечатлительным детям после просмотра может потребоваться крепкое родительское плечо. А еще тут ругаются матом и много-много курят.
Если убрать из фильма Филлипса, собственно, заглавие, и поменять имена главных действующих лиц, то получится сильная психологическая драма, которая с обычным представлением о комиксе не сочетается никак. В новом «Джокере» нет, к примеру, традиционного противостояния хороших и плохих героев. Артур Флек не вынашивает мстительных планов, Брюс Уэйн еще далек от того, чтобы стать Бэтменом, а протестующие на улицах главного врага видят в фигуре власти — конкретно в данном случае, в мэре города, который жирует, пока людям негде работать и не на что жить. В нем нет марвеловской балаганности с удачными панчлайнами, нет патетики в духе DC.
Главным отличием нового Джокера в исполнении актера Хоакина Феникса от любых, существовавших раньше, заключается в том, что, по сути, Джокером он еще не является. Хит Леджер появляется в «Темном рыцаре» как сформировавшийся отрицательный персонаж, о прошлом которого зритель ничего не знает. В новой экранизации психологический портрет персонажа понять легче. В начале истории Артур Флек еще находится на распутье и пытается свои благие намерения претворить в жизнь. Лицо Джокера-Леджера изуродовано улыбкой навсегда, Флеку с трудом удается выдавить из себя ее подобие — приходится порой растягивать рот пальцами, чтобы не быть настолько грустным клоуном. Вместо ножа у нового Джокера — пистолет, вместо змеиного высовывания языка — неконтролируемый хохот. Зрителю не сразу понятно, что написано у него на лице. Впрочем, и Филлипс, как и Нолан, вдохновлялись немым шедевром Пауля Лени «Человек, который смеется».
Тим Бертон в «Бэтмене» (1989) сделал Джокера в исполнении Джека Николсона крутым гангстером (по имени Джек Напье), Тодд Филлипс же подчеркнул, что его герой становится лидером и символом сопротивления социальных низов вопреки своей воле. Он просто пару-тройку раз принимает неправильные решения: после первого из них в городе разгораются протесты, и люди в клоунским масках выходят на улицы с требованием убрать мэра с его поста.
Психику Джокера-Николсона нарушили токсичные отходы, над Джокером-Фениксом хорошо поработала токсичная мать. Артур — наиболее реалистичный Джокер по характеру, когда-либо появлявшийся на экране. Природа его злодейства обязана не цистерне с химикатами, а отравленному эгоизмом и равнодушием обществу и детским травмам — вот о чем фильм «Джокер».
Вероятность этого очень велика: сразу после первого показа критики окрестили исполнителя роли нового Джокера — Хоакина Феникса главным претендентом на золотую статуэтку за лучшую мужскую роль. Специально для картины актер похудел, прочитал пару книг о психических расстройствах и политических убийствах и даже пригласил режиссера Тодда Филлипса на прослушивания смеха, который он подготовил для исполнения Джокера. Вариаций хохота в фильме не меньше четырех, на все случаи невеселой жизни Артура Флека — от болезненных припадков до настоящего выражения радости, когда мир все-таки оказывается в огне. К тому же, Джокер в исполнении Феникса действительно классно танцует, когда никто не видит, и стильно одевается. В Венеции приз за лучшую мужскую роль Феникс, увы, не получил.
А вот ему достался «Золотой лев» — главный приз Венецианского кинофестиваля! Шансы режиссера на «Оскар» тоже довольно велики. Филлипс, предыдущие 15 лет веселивший публику комедиями о незадачливых полицейских и мальчишниках (среди самых известных его работ — «Старски и Хатч», «Дорожное приключение» и три части «Мальчишника в Вегасе»), внезапно снимает серьезное, временами очень жесткое кино о травмах, которые наносят нам и которые мы, в ответ, наносим другим. «Джокер» исполнен искусно: он погружает зрителя в мрачную атмосферу, ловко обманывает ожидания, перемешивая реальность с вымыслом — и уже невозможно понять, то ли Флек единственный нормальный человек в мире безумцев, то ли наоборот.
Связь с другими фильмами во вселенной Бэтмена тут отсутствует. Это «реалистичное» кино в духе Нолана, в которой нет места амазонкам, криптонцам, киборгам и атлантам. Здесь некому вывести мусор, не то что мир спасать. Марго Робби в образе подружки Джокера Харли Квинн оставьте Джареду Лето (если Принц Готэма с татуировкой damaged на лбу еще посмеет показаться на экранах после такой альтернативной версии).
Филлипс снял законченную историю, однако неоднозначный финал вполне может перерасти в продолжение. Нужно ли оно — большой вопрос. Впрочем, «Джокер» вполне может запустить линейку других экранизаций комиксов издательства с рейтингом R.
Скажем так, Бэтмен в «Джокере» начнет появляться на свет. По сюжету, мама Артура Флека много лет назад работала в доме Томаса Уэйна, а сейчас шлет ему письмо за письмом в надежде, что он, по старой памяти, вытащит их с сыном из дыры, в которой они оказались. Однажды Флек отправляется в особняк Уэйнов, и там показывает маленькому Брюсу парочку фокусов, пытаясь заставить мальчика улыбнуться. Первая — не самая радужная — встреча с Уэйном-старшим окажется для главного героя и последней.
Изначально Мартин Скорсезе должен был продюсировать «Джокера», но вынужден был отказаться от проекта из-за съемок собственной картины «Ирландец». Впрочем, его влияние распространилось на фильм даже без физического присутствия: на замену ему пришла Эмма Тиллинджер Коскофф, которая продюсировала «Отступников», «Остров проклятых» и «Волка с Уолл-стрит». Как рассказал Филлипс, благодаря Эмме для съемок удалось заполучить лучшие локации Нью-Йорка — например, подземку, где разворачивается несколько важнейших сцен.
В художественном плане Филлипс тоже обращается к классику. Джокера можно назвать «духовным родственником» Руперта Папкина, героя Роберта Де Ниро из «Короля комедии». В драмеди Скорсезе 1982 года неудачливый комик Папкин похищал ведущего ток-шоу, которого играл Джерри Льюис. Схожую атмосферу нарастающего безумия можно обнаружить в «Острове проклятых», а город на грани революции и героя, который берет в руки пистолет и вершит собственное правосудие — в «Таксисте» (где, разумеется, тоже играл Де Ниро). Подробнее об этом можно прочесть здесь.
Скорее его герой оказывается тем самым последним прутиком, который переламывает хребет верблюда. Роберт Де Ниро изображает в «Джокере» ведущего вечернего ток-шоу по имени Мюррей Франклин, напоминающего Джонни Карсона. Артур вместе с мамой каждый вечер смотрит его передачу — и мечтает оказаться в кресле приглашенной звезды. Его фантазиям суждено осуществиться: провальное выступление Флека в стендап-клубе попадает на запись, которую Мюррей показывает в одном из своих выпусков, сопровождая ироничным комментарием, а позднее героя приглашают на шоу. Именно здесь он заявит миру о том, что отныне становится Джокером.
Первый показ «Джокера» в Венеции вызвал ажиотаж не меньший, чем каннская премьера «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино. Несмотря на ранний час (премьеру для журналистов назначили на 8.30 утра), сонные критики послушно выстроились в очереди необозримой длины. Финальные титры фильма публика встретила продолжительными аплодисментами и одобрительными выкриками, а на выходе, тем временем, уже собралась толпа на следующий показ фильма. На данный момент рейтинг фильма на Rotten Tomatoes составляет 78% (некоторые критики сочли, что Филлипс снял фальшивку, заигравшись в Скорсезе, а серьезность «Джокера» — лишь очередной маркетинговый ход, а не искреннее художественное высказывание ). На iMDB у ленты пока 9,4 баллов, сложившиеся из голосов около 3000 человек.
Через несколько часов после показа на Лидо состоялась пресс-конференция, которая вызвала не меньший ажиотаж. На встрече с журналистами отдуваться за всех пришлось Тодду Филлипсу, который охотно отвечал на вопросы — рассказал, в частности, что не пытался соревноваться с марвеловскими блокбастерами, а стремился создать свою версию Джокера, чье прошлое, несмотря на восьмидесятилетнюю историю персонажа, по-прежнему окутано тайной.
Хоакин Феникс, в отличие от своего героя, все же ухитрился пару раз рассмешить публику: он серьезно кивал, слушая длинный вопрос местной журналистки, будто итальянский — его родной язык, а после не менее серьезно попросил модератора всю эту тираду перевести. Как оказалось, долгих прощаний и слезных признаний в любви к его творчеству артист не одобряет — сразу после окончания пресс-конференции он помахал присутствующим рукой и с довольной улыбкой скрылся за занавесом, избежав охотников за селфи и автографами.
Фильм «Джокер» выйдет в российский прокат 3 октября.
Читать также: Убийственная шутка со «взрослым» рейтингом: 10 фактов о «Джокере», 10 лучших историй о Джокере в комиксах
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…