Кино

Саундтрек другой жизни: Какие фильмы Виктор Гусев любит больше футбола

Красивое выражение «саундтрек моей жизни», которое я когда-то услышал от своего преподавателя риторики в Университете штата Нью-Йорк в городе Олбани, уже давно стало расхожим. Не знаю, придумал ли его тогда сам профессор О’Делл (а ведь он мог), но произнес гордо, и касалось это музыки к фильму, название которого я, увы, беспечно забыл. Впрочем, важно ли это, ведь у каждого — свой…

При словах «музыка» и «кино» в голову сразу лезет не «Крестный отец» и не что-то из Тарантино. Вдруг вспоминаю забытый, а многим и вообще незнакомый фильм «Мелоди». Незамысловатая картина Уориса Хуссейна про школьников младших классов, внеконкурсно представленная Великобританией на Московском международном кинофестивале 1971 года. Милое кино, в названии которого обыгрывалось созвучие имени главной героини и слова «мелодия».

Итак, надпись на экране: «Мелоди». А вот дальше магическое: «Песни группы The Bee Gees». Может ли от обычного титра так перехватить дыхание?! И не только у меня. Зал кинотеатра «Россия» разразился аплодисментами, а некоторые даже встали со своих мест, сняв виртуальные шляпы. Повторились овации и после просмотра: десять минут — не меньше! Меломаны, за «железным занавесом» по крупицам собиравшие записи своих кумиров, вдруг получили возможность… Эх, вам не понять! Даже прозвучавшие так буднично, по-деловому слова переводчика «Песни группы «Би Джиз» были под стать декларации независимости. Нет, вы все равно не поймете, если, конечно, не жили в то время.

По правилам фестиваля фильм пристегивался к хедлайнеру дня, «разогревал» его. Люди, собственно, и пришли на второе, главное кино. А тут такое! Конечно, для абсолютного большинства собравшихся произошедшее осталось загадкой: в чем фишка? Но для нас эта «Мелоди» с совсем еще юным Марком Лестером в главной роли заведомо обеспечила себе виртуальное первое фестивальное место. Такое уж было время, такая была жажда!

По сравнению с гигантской «Россией», зал лондонского кинотеатра где-то в районе Кенсингтон был не совсем крошечным. К тому же премьера фильма «Убить Билла» Квентина Тарантино давно прошла, аншлага уже не наблюдалось, и уж точно никто не вставал и не аплодировал. Но то, что я услышал на первых же секундах просмотра, остается для меня пока лучшим музыкальным началом художественного кино. Bang, Bang — пела Нэнси Синатра, любимая мною не только за отца, но и за задорно-хитовое These Boots Are Made For Walking. Много раз до того я, конечно же, слышал Bang, Bang My Baby Shot Me Down и с первых аккордов уже знал, чего ждать. Точнее, не чего (ведь Тарантино непредсказуем), а какого! Настроение уже пошло — то грандиозное ощущение, которое создает мастер режиссуры и гуру поиска музыкального материала. Я просто распластался и стал вползать в «Билла» — ни больше ни меньше. Как когда-то — в «Криминальное чтиво», где тот же Тарантино впервые показал высший класс подбора саундтрека, вошедшего в историю кино.

Любой фильм о Лас-Вегасе по причинам личного характера вызывает у меня особое чувство. Здесь я в далекие 1980-е, путешествуя по Америке в качестве переводчика сборной СССР по борьбе, однажды проиграл «однорукому бандиту» все суточные. Общая сумма в 200 долларов, выданных на 10 дней, была по тем временам невосполнимой потерей, и выжил я только потому, что мастеров броска через бедро и захватов голени в поездке бесплатно кормили.

Но главное, что именно здесь, в мировой столице азарта, в один прекрасный день прошел мой первый в жизни телерепортаж. Из легендарного отеля «Сизерз Палас» я в декабре 1993-го комментировал церемонию жеребьевки предстоящего летом чемпионата мира по футболу в США. Одним из участников шоу тогда был Род Стюарт, телемостом переброшенный из Лондона вместе с красивой песней Handbags and Gladrags.

Его звездные предшественники и современники стали закадровыми героями фильма, который я, конечно же, не мог пропустить. «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» Терри Гиллиама. Один из них — Том Джонс был для нас, советских меломанов, особой фигурой. В отличие от «Битлз» или «Роллинг стоунз», он, тогда еще не спевший «Секс-бомб», укладывался в строгие рамки, установленные властями для зарубежной эстрадной музыки. И поэтому (вместе с другим разрешенным — Энгельбертом Хампердинком) выглядел в глазах мечтавших об английском роке мальчишек чуть ли не предателем. Вот такой забавный казус «времени зазеркалья».

В «Страхе и ненависти…» упомянутые выше «Роллинги» были представлены скачущей Jumpin’ Jack Flash. Помнится, я долго искал адекватный перевод названия этой песни. И вот однажды после концерта в Лужниках услышал, как вопрос о загадочном смысле задали самому автору Мику Джаггеру. Ответ был весьма разочаровывающим: «Да ничего эта фраза не значит, друзья мои…» Думаю, он все же хитрил, не желая распространяться на, как я потом все же выяснил, тонкую галлюциногенную тему.

Кстати, нашла свое место в том фильме и психоделическая White Rabbit, своеобразный гимн поколения хиппи в исполнении Jefferson Airplane. Не скрываю, что люблю эту калифорнийскую группу еще и за то, что она включила в один из своих альбомов песню «Полюшко-поле», слова которой написал мой дедушка поэт Виктор Гусев.

А Рода Стюарта я, кстати, увидел в том же зале Лас-Вегаса еще раз, много лет спустя, уже вместе с моим сыном, живьем и на сольном концерте. Помню, как британский певец поразил всех своими… футбольными навыками. При прощании с публикой он, принимая из-за кулис мячи, с лета отправлял их в зал. В общей сложности штук двадцать — и ни одной срезки!

Что касается любимого отечественного саундтрека, то он как раз не был составлен из отдельных песен. Это музыка к фильму, с которого я неизбежно начинаю формировать так популярные сейчас в сети личные рейтинги. Сразу пишу: «Свой среди чужих, чужой среди своих», а потом уже прибавляю к нему еще 4 или 9 любимых, в зависимости от формата. Свой дебютный «истерн» Никита Михалков снял под влиянием вестернов Серджио Леоне. Вот и музыка нужна была такая же, как у Эннио Морриконе. С непростой стилистической задачей великолепно справился композитор Эдуард Артемьев, удивительным образом еще и избежавший, казалось, неизбежной вторичности. Его музыка подошла идеально — она пробирает и сейчас, как в самом фильме, так и отдельно от него.

«Человек-амфибия» (1961) тоже был любимым, но, в отличие от михалковской картины, конечно же, не на все времена. Как и песенка «Эй, моряк, ты слишком долго плавал» просто по факту не может составить конкуренцию грандиозному творению Артемьева. Но этот долгожданный советский рок-н-ролл, ставший музыкальной подложкой к сценам в злачных местах какого-то зарубежного порта, мгновенно был записан на сотни тысяч магнитофонов и зазвучал из всех окон страны. Гимн, так сказать, бескультурного, западного досуга. Которого, если честно, многим очень хотелось.

Мне же, тогда шестилетнему мальчишке, в нем слышался шум моря и ветер с их романтикой далеких путешествий. Что же касается строчек: «Я тебя успела позабыть, мне теперь морской по нраву дьявол, его хочу любить», то для будущего первоклассника Вити Гусева это было набором не совсем понятных слов. А почти четверть века спустя романтический морской фильм мне было забавно смотреть в кают-компании ледокола «Владивосток». Когда судно нашей спасательной экспедиции с треском сдавливали беспощадные антарктические льды, песня звучала совсем по-особому.

Мои рок-герои бесспорно украсили два фильма. Бывший лидер группы Genesis Питер Габриэл порадовал песней-криком In Your Eyes в картине Кэмерона Кроу «Скажи что-нибудь» (Say Anything). Знаменитую сцену Джона Кьюсака с магнитофоном могу пересматривать еще и еще.

А Пол Саймон с Артом Гарфанкелом, на мой взгляд, просто сделали фильм «Выпускник» 1967 года культовым на все времена. Конечно, блестящая игра 30-летнего кинодебютанта Дастина Хоффмана в роли застенчивого 20-летнего девственника, смелый особенно для тех лет сюжет, точная режиссура Майка Николса — всего этого не отнять. Но каким бы был «Выпускник» без потрясающих треков: Mrs. Robinson, April Comes She Will, Scarborough Fair/Canticle?! И конечно, The Sound of Silence, слушая которую я плакал и тогда, и совсем недавно на концерте, к счастью, нестареющего Саймона в лондонском Альберт-холле.

Великий «Форрест Гамп» был бы таким и без своей звуковой дорожки. Там вообще можно просто сидеть и слушать Тома Хэнкса. Но эта картина, получившая шесть «Оскаров», уникальна и подбором песен. В ней почти 50 композиций эпохи 1950-х – 1980-х! И Элвис, и Хендрикс, и Боб Дилан, и The Beach Boys, и четыре гениальные вещи Dors, и хит группы Creedence, и снова Mrs. Robinson… В итоге большая часть была выпущена на двух дисках, разошлись 12 млн копий, и в результате альбом-компиляция вошел в число 100 самых продаваемых в США за все времена.

А хотите не просто заветную сотню, а второе место в истории музыкальных продаж?! Это те самые Bee Gees. Точнее, совсем другие, под влиянием времени в середине 1970-х круто изменившие свой стиль и выстрелившие таким диско, что мир ахнул. Саундтрек фильма «Лихорадка субботнего вечера» с Джоном Траволтой оставался на самой вершине чартов 24 недели! А потом еще почти 100 недель не покидал список топ-альбомов.

В период невероятного успеха фильма и его музыки я довольно неожиданно оказался на 2-летней армейской службе в далекой Эфиопии. В это сложно поверить, но даже охваченная войной и голодом африканская страна слушала Bee Gees. До кино дело не дошло, но пластинку можно было купить в музыкальном магазине Аддис-Абебы, куда мы с сослуживцами частенько наведывались, даже не снимая полевую форму. Стоит ли в очередной раз говорить, что мои оставшиеся в Москве друзья такой возможности были лишены. И американский диск был лучшим подарком из Африки. Что это вообще было, господа?!

Я же вертел в руках «Лихорадку», вспоминал «Мелоди» и… грустил. Стиль диско меня совсем не трогал, и я терпеливо ждал возвращения старых, балладно-лирических времен любимого австралийского коллектива. Сейчас был бы готов на любых Bee Gees! Пусть поют что угодно! Вот только троих из четырех братьев уже нет с нами. Нет и группы. Жаль.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

54 минуты назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

15 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

21 час назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

23 часа назад