Основной конкурс, документалки и премьеры будущей осени.
3 августа стартовал фестиваль «Выборг». Расписание насыщенное: победителей будут выбирать в игровой, документальной и анимационной программах. Кроме того, несколько фильмов отметят специальными призами кинокритиков и обычных зрителей. Есть и особые программы – от ретроспективы Глеба Панфилова до секции осенних премьер. В этом материале «КиноРепортер» рассказывает о самых интересных проектах первой половины смотра, которые уже представили публике.
«Евсеев: Признание длиною в жизнь»
Конкурс неигрового кино
Игровая реконструкция, основанная на дневниковых записях сельского учителя. Собиратель марийского фольклора и этнографических традиций Тимофей Евсеев стоял у истоков национального музея Марий Эл: с начала XX века он тесно сотрудничал с Финно-угорским обществом, вел активную научную переписку и отправлял в Финляндию предметы быта и культуры. То, что было санкционировано при царской власти, вызвало множество вопросов у советских органов: Евсеева несколько раз арестовывали по подозрению в шпионаже и принадлежности к националистической организации.
Именно на записях допросов построена большая часть сюжета. Но оформлены они в фантасмагорическом ключе: несмотря на мрачные интонации, «Признание длиною в жизнь» – невероятно красочный и экспрессивный проект, в котором художественным образом отражены мистика, поэзия и самобытная культура марийцев. Для документального кино тактика обескураживающая, но неожиданно рабочая: форма условна, иногда отдельные нотки выглядят приемом на грани, но опорные точки придают происходящему глубину.
Любопытный факт: главную роль играет потомок Евсеева. И то, с какой естественностью он смотрится в кадре, только подтверждает верность подобного кастингового решения.
«Привет, мама»
Конкурс игрового кино
Неспешная драма о сестринстве и травме без срока давности с великолепными ролями. Аглая Тарасова играет Веру, нервную молодую женщину, которая зашивается на нескольких работах, чтобы двум дочерям-подросткам не пришлось повторить ее судьбу – много лет назад родная мать выгнала ее, беременную, из дома. После этого пожилая женщина пропала, но старые обиды никуда не делись. Старшая сестра Веры Кира (Дарья Савельева) лучше скрывает свои чувства – на лице вспыхивает улыбка, на рингтоне стоит музыка из «Золушки», да и окружающим она открыто заявляет, что ее все любят. За обходительность и покорный нрав, оптимизм и соблазнительность. Правда, кавалеры Киры (Илья Хетагуров, Григорий Чабан и Игорь Грабузов) – женатые люди. У Веры в личной жизни тоже не все гладко.
«Привет, мама» словно раскручивается в обратном порядке. Конфликты разрешаются с семейным участием и теплой поддержкой (даже взаимные упреки кажутся ненастоящими), на улице солнцем разливается уже совсем весенний февраль, да и новое начало норовит вспыхнуть на каждом углу. Вступление во взрослую жизнь, новый роман, зарождающаяся страсть. Столь близкое счастье, однако, омрачает прошлое – почти не высказанное, но незримо присутствующее в кадре. Видеть, как тонко в окружающем мире проступает человеческое отчаяние, тяжело. Еще сложнее справиться с надвигающимся финалом, который грозит оказаться либо пошлым, либо трагическим. К счастью, концовка не подводит: напускная легкость впервые за долгое время уступает место настоящим чувствам.
Смотреть картину стоит ради великолепного актерского ансамбля, операторской работы, тонкого символизма и сценария – честного, ироничного, вскрывающего заскорузлые раны. Кстати, сразу после Выборга ленту покажут на фестивале в Сан-Себастьяне. И там она тоже наверняка многим придется по душе.
«Лунатики»
Конкурс игрового кино
Неожиданный проект Юрия Мороза, который в последние годы чаще снимает сериалы, чем полнометражное кино. История, хоть и основанная на реальных событиях, вполне может вписаться в жанр фантастики: уставшая от загулов сына властная мать (Виктория Исакова) решает раз и навсегда покончить с пагубными привычками наследника и прибегает к экспериментальному методу. Настолько радикальному, что в дело вмешивается принципиальный следователь (Алексей Филимонов): он пытается понять, идет ли речь о незаконном похищении, возможно ли стереть человеку память и что, черт возьми, вообще происходит.
Но детективная интрига мало-помалу отходит на второй план. Линейный сюжет «Лунатиков» укладывается в одно предложение, но с визуальной точки зрения оформлен он столь богато, что может как очаровать, так и отвратить от просмотра. Приемов действительно масса: от стилизации под ч/б и пленочных дефектов до настоящего рэп-клипа. Сам режиссер говорит, что хотел добавить кислотности, и это ощущается практически в каждом кадре.
Правда жизни остается лишь в характерах. Исакова, скажем, изображает тот тип матери, который чаще появляется в чернушном артхаусе. И она роскошна: холодность и эгоизм раз за разом перебарывают инстинкты и потребность любить. Впрочем, дисфункциональность семьи будет подчеркнута неоднократно. Пространство постоянно раскладывается на кусочки общего паззла, плеяда второстепенных героев создает мета-вселенную, над которой можно вдоволь посмеяться, интерьеры поражают своей условностью. Еще удивительнее, что «Лунатики» – агитка против запрещенных веществ, которая и сама напоминает бэд-трип. Когнитивный диссонанс налицо.
«Чужая»
«Осенние премьеры»
Еще одна история по мотивам реальных событий. Топ-менеджера крупной нефтяной компании Дину (Анна Слю) назначают ответственной за важный проект. Но во время экспедиции вертолет терпит крушение посреди тайги. Девушку находит и выхаживает шаманка северного племени, однако бизнес-вуман всеми силами старается вернуться к мужу и маленькой дочери. «Чужая» – несомненно зрительское кино, которому слегка не хватило бюджета: графика в сцене крушения заметно снижает градус драматического накала. Но это можно простить за дальнейшие эпизоды, тем более что выживанием в суровых краях проблемы героини не ограничиваются.
«Чужая» во многом держится на хрупких плечах Анны Слю. Актриса решилась на несколько смелых шагов: съемки в минус 50, обнажение, эмоционально тяжелые моменты… Ее персонаж проходит нечеловеческие испытания, демонстрируя несгибаемую волю. Но случаются у нее и нервные срывы, и попытки уйти в заснеженную пустошь, и приступы ПТСР. Дина не сдается, и тем больнее видеть, к чему такое упорство может привести.
К съемкам создатели подошли основательно. Отыскали красивейшие локации, от которых захватывает дух, подобрали толковый каст (помимо Анны Слю и Артема Ткаченко выделяются якутские исполнители), придумали вымышленный язык, на котором говорит отдаленно живущее племя, и включили в сюжет настоящий танцевальный баттл. Отследить можно и то, как летят недели и месяцы: герои не оказываются в безвременье, смерти и рождения идут своим чередом. Музыка и шаманские ритуалы органично вплетаются в происходящее и постепенно погружают в транс не только Дину, но и зрителей. Отрезвляет неожиданная, двойственная концовка – возможно, слишком неочевидная для массовой аудитории, но точно способная запасть в память.
В кино с 21 сентября.
Комментарии