Кино

Самые яркие фильмы Василия Шукшина

До того как стать известным писателем, актером и режиссером, Василий Шукшин успел сменить несколько рабочих профессий. Можно сказать, что свою роль в обретении всенародной любви сыграли именно близость к народу – родился Василий Макарович в крестьянской семье – и верность родной земле. Но те, кто был дружен с Шукшиным, говорят и о других его качествах – скромности, деликатности, даже застенчивости.

«Его принято считать таким рубахой-парнем, совсем от сохи. Но это скорее экранный образ. Шукшин на самом деле был вдумчивым, глубоким и при этом очень чутким – мог найти ключ к каждому», – говорил, например, оператор Анатолий Заболоцкий.

К 95-летию со дня рождения легенды советского кино «КиноРепортер» вспоминает самые яркие киноработы, к которым он приложил руку и в которые совершенно точно вложил часть себя.

«Два Федора» (1958)

Картина, принесшая Шукшину первую актерскую славу, не была его дебютом в кино – первой заметной работой Василия были «Убийцы» Андрея Тарковского, вышедшие годом ранее. Однако без этого учебного фильма карьера будущей звезды могла пойти по совсем другому пути. Как минимум потому, что в свою ленту «Два Федора» Хуциев пригласил Шукшина именно по совету Тарковского.

К работе молодой студент подошел ответственно: он не только предельно органично сыграл вернувшегося с войны солдата, принявшего под свое крыло мальчишку-беспризорника, но и не оставил своих обязанностей ассистента режиссера. Правда, по нелепой случайности чуть не пропустил премьеру: в важный день оказался в милиции за драку, так что в дело пришлось вмешаться режиссеру. 

Кстати, в том же 1958 году Шукшин стал печататься. Обратиться в редакции и издательства ему посоветовал мастер курса Михаил Ромм – сам писатель был слишком застенчивым. В числе первых опубликованных произведений оказался рассказ «Двое на телеге», написанный им во время прохождения военной службы.

«Живет такой парень» (1964)

Одним из первых рассмотрев подлинную индивидуальность Шукшина, «которая была выражена и лицом, и голосом, и жестом», Марлен Хуциев открыл ему дорогу в большое кино. И за эту возможность Василий Макарович схватился страстно. Из-за чего позднее остальных взялся за собственный режиссерский дебют, необходимый для получения диплома, – времени на работу просто не оставалось из-за постоянных съемок у других постановщиков. Короткометражную картину «Из Лебяжьего сообщают» Василий Макарович, прекрасно понимающий, что он, как никто другой, знает все горести и радости деревенской жизни, закончил в 1960-м, однако в прокат она не попала:

«Я доэкспериментировался, говорят, не хватает бантика, с которым привыкли подавать картину зрителю».

Впрочем, от своей затеи снимать кино про деревенских работяг Шукшин не отступил. Более того, на съемки своей новой картины, получившей название «Живет такой парень», отправился на малую родину: главный герой Пашка Колокольников (Леонид Куравлев, которого долго не утверждал художественный совет, сыграл шофера) водит грузовую машину по Чуйскому тракту и не пасует перед трудностями.

Основой сюжета стали собственные рассказы Василия Макаровича – «Классный водитель», «Коленчатые валы» и «Гринька Малюгин». В итоге лента стала хитом: в СССР ее посмотрели 27 миллионов зрителей, а на Венецианском фестивале ее признали лучшим фильмом для детей. Сам Шукшин к этому факту относился с легким снисхождением: по его мнению, история получилась «больно благополучной».

«У озера» (1969)

Неменьшей дотошностью в вопросах воспроизведения быта и человеческих взаимоотношений отличался и Сергей Герасимов. В двухсерийной драме «У озера» он поднимает сразу две важные темы –молодости и первой влюбленности, а также гражданской и человеческой ответственности перед лицом природы. Не зря ребром в самой картине ставится вопрос – человек для природы или природа для человека?

Василий Шукшин, уже снимавшийся у Герасимова в «Журналисте», здесь играет представителя технологического комбината, задумавшего запустить уникальную очистную систему на берегу Байкала. Олег Жаков – видного ученого, решительно возражающего против строительства, а Наталья Белохвостикова – его юную дочь, неожиданно влюбившуюся в зрелого уже человека. Все трое, кстати, получили за свои работы Государственные премии СССР, а саму картину «У озера» читатели журнала «Советский экран» признали лучшим фильмом года. 

Теплую память о съемках картины сохранили и жители Байкальска – несколько лет назад местный дом культуры получил название «У озера» в честь фильма, а на площади перед ним установили мемориальный камень. 

«Печки-лавочки» (1972)

К режиссуре Шукшин вернулся после двух не самых удачных попыток: «Ваш сын и брат» и «Странные люди» были не слишком тепло приняты зрителями и критиками. Надо сказать, что и в случае с «Печками-лавочками» Василию Шукшину не удалось в должной мере совладать с советской цензурой: из картины убрали несколько эпизодов «пьянства», часть из которых, по мнению постановщика, задавала нужную тональность. Изначально же на переработку планировалось отправить едва ли не две трети картины!

Неприятной неожиданностью стало и то, что в штыки фильм приняли местные: особенно старались алтайские репортеры, уличавшие Шукшина во всех грехах – от патриархальности до «кондовости деревенской морали». Впрочем, даже с купюрами лирическая комедия «Печки-лавочки» пришлась публике по вкусу: слишком очаровательными оказались приключения семейной пары, впервые отправившейся на южный курорт.

Главные роли Шукшин отвел себе самому (вынужденно – первоначально сниматься должен был Леонид Куравлев) и своей супруге Лидии Федосеевой (ходят слухи, что ради брака с ней он «потерял» паспорт со старым штампом – первая жена много лет не хотела давать развод). Снял и маленьких дочек – Ольгу и Марию, из-за чего называл «Печки-лавочки» семейным фильмом. Ну а в экспедицию отправился на родной Алтай и в Ялту, что не могло не повлиять положительно на авантюрный настрой картины. 

«Калина красная» (1973)

На протяжении нескольких лет недостижимой мечтой Василия Шукшина была киноэпопея о восстании Стеньки Разина. Он скрупулезно собирал материалы (на основе которых в 1969 году написал исторический роман «Я пришел дать вам волю») и шлифовал сценарий, в итоге попавший на обсуждение и заслуживший звание лучшего за 1967 год от Гильдии кинодраматургов. Однако в первый раз амбициозные планы похоронила высокая стоимость производства, а во второй – требование худсовета сначала снять киноленту о советской современности. 

Нервное напряжение привело Василия Макаровича в больницу с обострившейся язвой, но поставленную задачу он сумел выполнить меньше чем за год: в палате написал повесть о воре-рецидивисте, решившем вернуться к нормальной жизни, а само производство фильма сумел уместить в несколько месяцев. И снова главные роли режиссер отвел себе («Тяжелее, конечно, но уж брать тяжесть, так всю сразу», – писал он матери) и жене. 

Чтобы попасть на премьеру, Шукшину, как и в молодости, снова пришлось сбегать – на этот раз из больницы. Успех его окрылил: в советском прокате «Калину красную» посмотрели больше 60 миллионов зрителей, а на дружественных фестивалях она завоевала несколько наград. Ободренный, Василий Макарович вновь подал заявку в Госкино: он все еще питал надежды снять проект о восстании Степана Разина. Однако этим планам не суждено было сбыться.

«Они сражались за Родину» (1975)

Если «Калина красная» стала последней режиссерской работой Шукшина, то в качестве актера Василий Макарович успел сняться в эпопее Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Предложение сыграть бронебойщика Петра Лопахина он принял, будучи в недобром здравии, однако отправился на Дон, где лично познакомился с Михаилом Шолоховым. 

Василий Шукшин умер на теплоходе «Дунай», где жила съемочная группа картины. Он не успел сняться в последнем эпизоде со своим участием: его подменял бывший сокурсник по ВГИКу Юрий Соловьев, которому пришлось постоянно курить, пить в кадре настоящую водку и, самое главное, выдерживать оценку всех присутствующих – достаточно ли похож? Озвучку героя же доверили Игорю Ефимову. Но несмотря на вынужденные ухищрения, в титрах значится только один исполнитель роли – Василий Шукшин.

На съемках фильма «Они сражались за Родину», скорее всего, была сделана и последняя прижизненная фотография Василия Макаровича: репортажную съемку вел местный фотограф, который отправил снимки на международный конкурс и завоевал вторую премию в соответствующем разделе. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

10 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

12 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

13 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

16 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

18 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

21 час назад