Обзор самых заметных и самых занятных премьер.
Кристиан Бэйл тащит посредственную супергероику Тайки Вайтити, Идрис Эльба сражается со львом, звезда «Нормальных людей» страдает на болотах, Обри Плаза обналичивает поддельные кредитки, а сенегальские ковбои сталкиваются с нечистой силой.
«Тор: Любовь и гром»
Злодейский злодей повадился убивать богов специальным богоубивательным мечом, да еще и детишек похитил, гад такой. Пресечь вредительскую деятельность злодея вызываются вернувший былую форму громовержец Тор, его каменный друг, чернокожая валькирия и бывшая зазноба Тора, которая теперь почему-то тоже Тор, но при этом умирает от рака.
Пора уже наконец констатировать: киновселенная Marvel неумолимо выдыхается. Начался этот процесс сразу, как только триумфально прошествовали по миру «Мстители: Финал», что было вполне ожидаемо. Ведь за пиком всегда следует спад, таков уж закон мироздания. Тем не менее долгое время многие делали вид, будто все нормально. Но после четвертого «Тора» отрицать очевидное никак нельзя. Все устали от КВМ. И зрители, и сами создатели.
Вот и Тайка Вайтити над очередным фильмом про качка с молотком вообще не парился. Накидал каких-то шуток, скрепил их на скорую руку придуманным сюжетом с высосанной из пальца романтической линией и предоставил художникам по спецэффектам сделать все остальное.
Поэтому в перерывах между зрелищными, как обычно, экшен-сценами, отрисованными на компьютере, кино работает ровно в двух режимах: плоских шуток и дешевых сентиментальностей. Куда ни плюнь – сплошь одни кусты с роялями. Та же Натали Портман в роли онкобольной, которая благодаря Мьельниру вдруг ни с того ни с сего превращается в женскую версию Тора, но одновременно из-за того же Мьельнира пуще прежнего страдает от своего недуга – это даже по марвеловским меркам слишком тупо и за уши притянуто.
Кристиана Бэйла только жалко. Он – единственный, кто в этом театре самодеятельности (внутри которого есть свой театр самодеятельности, с Мэттом Дэймоном и третьим Хемсвортом) зачем-то выкладывается. Даром что его персонаж – кусок штампа в гриме Кощея из ТЮЗа. Всем бы с Кристиана Бэйла пример брать. В гораздо лучшем мире бы тогда жили.
«Зверь»
Недавно овдовевший уважаемый доктор вместе с двумя дочерьми-подростками прилетает в Южную Африку, чтобы на львов поглазеть. У них там друг семьи заповедником заведует, где эти самые львы в больших количествах водятся. Прилетели, устроились, за жизнь всякое обсудили, а наутро загружаются в джип и едут на сафари. Как вдруг на них нападает особо массивный, свирепый и опасный самец.
Стандартный расклад для стандартного зоохоррора. Коим «Зверь», по большому счету, и является. Правда, надо кое-что иметь в виду. А именно – что снял его Бальтасар Кормакур, именитый исландский режиссер немалого таланта, чересчур зацикленный на теме противостояния человека и природы. Эта зацикленность, видимо, и привела к тому, что он если и не скатился, то стал заметно мельчать.
Речь, впрочем, не идет о какой-то необратимой тенденции. Ведь еще в том году у него вышел чертовски красивый и во многих отношениях недурной сериал «Катла», своеобразная интерпретация «Соляриса». Но тем печальнее на контрасте смотрится его новая картина, которая по всем параметрам на несколько порядков примитивнее.
И тем не менее это все еще Бальтасар Кормакур, умелый режиссер с хорошей репутацией, обеспечившей ему и бюджет солидный, и Идриса Эльбу в главной роли. Так что среди всех однотипных фильмов о том, как на людишек охотятся хищники, за последние сколько-то лет (вставьте число по собственному усмотрению) этот – определенно лучший. Постановка – на уровне, CGI-фауна почти идеально правдоподобно выглядит, Идрис Эльба в конце один на один со зверюгой эпично сходится. Всяко приличнее, чем какая-нибудь «Львица» с Меган Фокс.
«Там, где раки поют»
На болотах неподалеку от маленького провинциального городка находят труп парня. Подозрения сразу падают на близко знавшую его при жизни девушку – полуграмотную отшельницу, там же среди болот проживающую. Почти все горожане уверены в том, что убила она. На помощь приходит лишь старичок-адвокат, берущийся за ее дело. Ему-то она и рассказывает свою историю.
Вероятно, вы об этом фильме слышите впервые, но вообще-то минувшим летом он неплохо так шороху навел, собрав в широком прокате по миру солидные $122 млн при бюджете $24 млн. Он основан на одноименном романе писательницы Делии Оуэнс, о котором вы, вероятно, тоже прежде не слышали, а это, между прочим, одна из самых продаваемых книг современности. Нет, правда: тиражи уже давно за 12 миллионов экземпляров перевалили.
Задолго до того, как популярность произведения разрослась до неприличных масштабов, права на экранизацию дальновидно выкупила Риз Уизерспун. А на главную роль взяли Дэйзи Эдгар-Джонс – звезду феноменально хитового сериала «Нормальные люди». Собственно, всем вышеизложенным успех фильма и обусловлен. Тогда как сам по себе он, объективно говоря, ничем не выдающийся.
Типичная девчачья мелодрама: бедная девочка страдает, встречает любовь, потом он ее бросает, бедная девочка страдает снова, встречает другого юношу, тот оказывается мерзавцем (оба притом внешне на одно лицо), опять страдания, ну и так далее. Правда, нужно признать, антураж действительно не самый банальный: болота, 1960-е, песочек, ракушки.
Короче, если вам нравятся девчачьи мелодрамы наподобие тех же «Нормальных людей», то и «Раки» должны зайти на ура. Единственное, стоит еще обратить внимание на крайне сомнительную мораль: дескать, достаточно большой и чистой любовью при определенных условиях вполне можно оправдать убийство. Что, прямо скажем, мерзенько, как ни крути.
«Салум»
Троица самых крутых наемников берется доставить важного наркобандита из точки А в точку Б. Но, как водится, в процессе возникают непредвиденные трудности. И приходится им совершить вынужденную остановку в немного странном месте типа отеля, но не совсем: денег там не берут, а просят за свои услуги выполнить какую-нибудь общественно полезную работу. Заправляет учреждением дружелюбный на вид мужчина, и на первый взгляд все как будто благопристойно, но одна из постоялиц, наглая глухонемая барышня, откуда-то наемников знает и грозится раскрыть. Да к тому же некстати коп туда наведывается. Обстановка, как следствие, накаляется. А впереди героев ждет нечто и вовсе неожиданное и страшное.
Вот и вам тоже кое-что неожиданное и по-своему страшное – хоррор-вестерн из Сенегала. Каково, а? Экзотичнее некуда. Так и сочится из каждого кадра знойный колорит. Но надо сразу предупредить: хоть ребятам, которые за этим чудным опусом стоят, страсти и не занимать, как не занимать и ряда прочих исключительно положительных характеристик, этим не всегда удается компенсировать нехватку разного другого, не менее важного – опыта, навыков, да и банально средств. То есть приготовьтесь к тому, что фильм где-то будет проседать, буксовать и сбиваться. Словом, неровностей в нем хватает.
Однако первая треть – песня просто. Безо всяких скидок и оговорок – отменный современный вестерн про трех неимоверно харизматичных чернокожих амиго, один из которых к тому же колдун. Стартует резво, стильно, шумно, потом чуть сбавляет обороты, перебирается в камерный формат и принимается медленно зловеще тлеть изнутри – в духе «Омерзительной восьмерки», с напряженнейшими, на удивление виртуозно написанными, поставленными и сыгранными диалогами.
Ну а дальше начинается уже непосредственно хоррор, и на этой территории авторы чувствуют себя заметно менее уверенно, то и дело сваливаясь в клише. Причем такие, из западных аналогов третьего сорта и ниже. Чем общее впечатление, конечно, смазывается. Но, во-первых, ни колорит, ни страсть никуда не деваются. Да и фантазия не до конца отказывает: как минимум дизайн у монстров, с которыми африканские ковбои вынуждены вступать в бой, достаточно оригинальный. Так что в любом случае ценителям заморских диковин не рекомендуется пропускать.
«Преступница Эмили»
Молодой женщине тяжелой судьбы и с мутным прошлым, погрязшей в долгах, подворачивается возможность поднять немного денег нелегальным путем. Дают ей поддельную кредитку, говорят: иди в магазин, купи там самый большой телевизор, мы его себе заберем, а тебе 200 баксов. Она соглашается, и все проходит гладко. На следующий день ей дают задание уже посложнее, с рисками повыше, но и с наградой ощутимо более весомой. Так и засасывает ее опасная трясина подпольного бизнеса по обналичиванию краденных банковских карт.
Джон Паттон Форд, тезка и однофамилец великого мастера вестернов, с этим фильмом дебютировал на последнем «Сандэнсе» и здорово там прогремел. Очень все хвалили и его, и исполнительницу главной роли Обри Плазу. Притом полностью заслуженно в обоих случаях.
Потому что это не очередная красивая сказка о том, как отдельно взятый простой человек по случайности попадает в мир криминала и пробивает себе дорогу к вершинам, проявляя смекалку, упорство и еще какие-то необходимые качества. Это кино, наоборот, максимально реалистичное. О том, как отдельно взятый простой человек по случайности попадает в мир криминала и пробивает себе дорогу к вершинам, проявляя смекалку, упорство и еще какие-то необходимые качества.
Вам может показаться, что разница не столь существенная. Но на самом деле очень даже. Заключается она не столько в манере подачи (в целом довольно типичной для того, что обычно крутят на «Сандэнсе»), сколько в центральной фигуре как раз. Которая не вписывается в привычные стандарты голливудских персонажей и не поддается однозначной оценке.
Соответственно, то, что с ней происходит, тоже ни в какие стандарты не вписывается и однозначной оценке не поддается. И жалко ее, с одной стороны: все-таки жертва обстоятельств и чудовищной капиталистической системы. А с другой – с гнильцой барышня-то. Вот и развязка у фильма Джона Паттона Форда под стать – вроде и благополучно в какой-то степени все разрешается, но все равно наводит на грустные мысли о несовершенстве мироустройства.
Комментарии