Статьи

«Самоубийца» в МХТ имени Чехова: Черная комедия не для впечатлительных натур

В кромешной темноте раздаются щелчки печатной машинки: Константин Станиславский пишет письмо Иосифу Сталину с просьбой разрешить к постановке «Самоубийцу» – черную комедию Николая Эрдмана, вскрывающую «разнообразные проявления и внутренние корни мещанства, которое противится строительству страны». Письмо на занавесе остается без ответа, и хотя в реальности он последовал, на судьбу спектакля не повлиял.

Тьма рассеивается. Достаточно для того, чтобы увидеть спящего на деревянном коробе человека. В скошенных углах угадываются очертания гроба. Уровнем выше изображение дублируется – вместе с главным героем зал видит страшный сон: вот Семен Подсекальников (Иван Волков) просыпается от стука в дверь, подходит к порогу и откуда-то из вечности получает пулю в голову. Кошмар отдает немецким экспрессионизмом – те же преувеличенные эмоции, то же тревожное настроение. В зале смех – из-за несоответствия обстановке, чрезмерности, гротеска.

Сон жены Подсекальникова, Марии Лукьяновны (Юлия Чебакова), приобретает еще более причудливую форму – ей вместо револьвера видится кусок ливерной колбасы. А дальше вступает текст – громкий, бойкий, местами вульгарный настолько, что зрители теряются, не зная, как реагировать. Это действительно черная комедия – непочтительная, мрачная, злая. Николай Гоголь, Михаил Булгаков и немного Михаил Зощенко. Жирнейший срез эпохи, схваченный в такой своеобразной манере, что остается только успевать переводить дыхание.

Подсекальников – маленький человек в самом извращенном понимании. Ведет себя как последняя скотина, третирует жену, на скромное жалование которой и существует, и только мечтает о том, как жизнь его волшебным образом преобразится. Когда же чудо действительно случается (мир не без добрых людей), а желаемых перемен не происходит, в характере его окончательно проступают и беспомощность, и жалкая мстительность. Герой готов не просто бить посуду, чтобы виновным в его ужасных страданиях тоже было плохо, но и руки на себя наложить.

При этом играющий его Волков держит удивительный баланс – если другим дозволено быть ярче и громче, ему надо оставаться все тем же маленьким человеком, не способным перерасти себя. Поэтому его Подсекальников вызывает не жгучее отвращение, а любопытство – проснется ли в нем хоть что-то, кроме себялюбия? Неизбежность скорой смерти вдруг ставит его перед глубоко личными и при этом философскими вопросами: чем он жил этот безработный год? Чем он вообще жил?

Но рефреном будет звучать «Не думайте, пейте от новых знакомых. Новость о стреляющемся разносится быстро, и на его пороге материализуется целая толпа желающих увековечить себя в истории за чужой счет: «Застрелитесь ради меня, ну чего вам стоит, товарищ?» Голову кружат вино, деньги и прехорошенькие девушки, но больше всего – чувство локтя. Вокруг Подсекальникова быстро собираются такие же обездоленные, нашедшие неожиданное для себя утешение.

С абсолютным надрывом играет Александр Семчев, чей Аристарх Доминикович горячо переживает за судьбу русской интеллигенции, раздавленной идеалами пролетариата. Впрочем, есть у него и конкуренты. В едином порыве они перетягивают внимание на себя, чтобы превратить происходящее в жутковатый перформанс, пир во имя чумы.

Почему пьесу запретили к постановке, становится понятно быстро: за вульгарные анекдоты и крамольные декламации, за смачный мат за сценой и за аморальные образы. Веселый вдовец (прекраснейший Игорь Золотовицкий), например, водит по ресторанам дам легкого поведения и организует нечто вроде подпольного тотализатора.

Глядя на это, поражаешься, как пьесу с такой историей решился реанимировать в Театре сатиры Валентин Плучек – причем в застойном 1982-м. Та постановка тоже прожила на сцене недолго, но обрела культовый статус, стала одной из жемчужин театра, и именно благодаря ей о «Самоубийце» узнали миллионы.

Участникам действа приходится маневрировать между экзистенциальной драмой и вычурной, практически фарсовой эстетикой. Материал сложный и по тональности, и по ритмике – иногда возникают ассоциации с расстроенным роялем, на котором все одновременно пытаются наиграть собственную мелодию. То, что это сделано намеренно, вызывает целую гамму чувств. Как и тот факт, что избитых штампов в постановке Николая Рощина попросту нет.

Дискомфорт, порой физического свойства, вызывает и правда, необходимая для удачной сатиры. За одной вызывающей фразой следует другая, и «Самоубийца» вдруг превращается в игру в поддавки. Из широких некоторые улыбки становятся вымученными. При этом происходящее остается гомерически смешным за счет колоритного языка, банального слэпстика (подзатыльники звонко отдают в зал) и, конечно, мгновенного узнавания зависти последних, так и не ставших первыми, бессильной злобы и парализующего страха.

Во втором акте кажется, что «Самоубийца» окончательно превращается в комедию вынужденного положения, где Подсекальников служит предлогом для удовлетворения чужих амбиций. Однако на деле меняется только антураж – если на героя не обращали никакого внимания, когда он сидел за собственным поминальным столом, что говорить о ситуации, когда он лежит в гробу?

Когда же он восстает – во всех смыслах этого слова – с твердым намерением вернуть себе право на собственное мнение, голос и жизнь, то ожидаемо сталкивается с гневом тех, чьи надежды были жестоко отняты. А отнимать у другого надежду, как известно, самое гиблое дело.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

8 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

10 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

11 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

13 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

16 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

18 часов назад