Ко Дню Военно-воздушных сил России рассказываем, как снимают авиацию на широких и малых экранах.
Академик Туполев когда-то сказал, что хорошо летают только красивые самолеты. Но для современного военного кино этого мало. Надо, чтобы самолеты летали не просто хорошо, а эффектно. Да еще и реалистично, а это вдвойне сложная задача. Но благодаря технологиям, смекалке и сноровке – выполнимая. К премьере военной драмы «Воздух» рассказываем о том, как снимали и снимают самолеты в кино.
Сейчас-то, конечно, можно все на компьютере нарисовать. Но это, во-первых, неспортивно и неинтересно, а во-вторых, никакие трехмерные модели, как бы они ни были совершенны, не обеспечат полной достоверности. Графика все равно присутствует почти всегда в том или ином объеме, однако уважающие себя кинодеятели стараются по возможности обходиться без нее.
С другой стороны, взять и поснимать настоящие самолеты тоже ведь непросто. Хотя бы потому, что их не достать. Тем более в требуемом количестве, нужных моделей и конфигураций. Да и летать на них – уметь надо. Даже сразу после Великой Отечественной войны с этим уже начались проблемы: «лишние» единицы вооружения оперативно переплавлялись на что-то более насущное, для съемок в основном оставались лишь музейные экспонаты, да и к полетам они были по большей части непригодны.
Соответственно, приходилось прибегать к комбинированным съемкам. Мастерили разных размеров макеты, приспосабливали их к тонким проволокам, а проволоки цепляли к высоченным железным конструкциям. И либо на фоне натуральных пейзажей, либо в павильонах двигали макеты и таким вот нехитрым образом имитировали боевые маневры. А в воздухе еще вешали пакетики со смесью магния и хлората калия, выкрашенные под цвет небесной синевы, чтобы потом их взрывать – как будто зенитные снаряды бабахают.
Реальные машины также, разумеется, задействовали. Правда, роли истребителей и бомбардировщиков – как наших, так и немецких (да хоть американских) – зачастую исполняли перекрашенные учебные и пассажирские модели. Для легендарного фильма «В бой идут одни «старики» (1973) Як-18 «гримировали» под Ла-5, а чешский Zlin Z-326 – под немецкий МЕ-109, он же «Мессершмитт».
В «Балтийском небе» (1960) боевые Як-18 изображали И-16. В «Нормандии – Неман» (1960) Як-11 заменял Як-1, Як-3 и Як-9. Не менее востребован был легендарный Ли-2, который переделывали и в бомбардировщик Ил-4, и в десантный «Юнкерс» Ю-52. При этом перекраска не в лучшую сторону влияла на аэродинамические характеристики и сильно затрудняла управление.
С тех пор на самом деле изменилось немного. Также используются макеты, комбинированные съемки (прокачанные хромакеем и прочими дарами прогресса, но принцип тот же) и реже , собственно, самолеты. Разве что вариативность заметно расширилась, инструментов стало гораздо больше.
Современные образцы военной техники на экране появляются в исключительных случаях, что вполне объяснимо: светить на весь мир многомиллионными разработками легкомысленно. И все же удается иногда с Министерством обороны договориться.
В «Небе» (2021) Игоря Копылова можно увидеть, как рулят по аэродрому и взлетают наши смертоносные ласточки, а все прочее, что уже на высоте происходит, – виртуальное. Александру Золотухину с его недавним «Братом во всем» больше повезло, все полеты ему удалось вживую запечатлеть. Но там не про асов, а про курсантов, которые только учатся. И на этом заметные примеры за последние годы практически исчерпываются.
Военные фильмы про авиацию как снимались в основном про Великую Отечественную, так и снимаются. В создаваемом на народные деньги фильме «Литвяк» – про нашу красавицу аса Лидию Владимировну Литвяк – снова макеты, в том числе полноразмерные. Но это для павильонных съемок. А для натурных мастерят уменьшенные копии «Яков» и «Мессершмиттов», моторчики в них вставляют и запускают. Тут, конечно, свои нюансы. Маленькие «Яки» ведь не так себя в полете ведут, как полноценные большие боевые самолеты. Стало быть, требуются определенные поправки, калибровки.
Но кинематографисты на месте не стоят и все время что-нибудь новое придумывают. Скажем, в производство бекмамбетовского «Девятаева» (2021) буквально компьютерную игру внедрили. Сначала срежиссировали весь воздушный бой прямо в популярном симуляторе War Thunder, а потом на монтаже полученную запись доработали: задники поменяли на натуральное небо, 3D-модельки вставили получше, освещение подкрутили.
Так были созданы общие планы. А для кадров из кабины Павла Прилучного усадили в специальную конструкцию – что-то среднее между летным тренажером и огромным игровым контроллером. Вокруг разместили экраны, на которые транслировалась все та же War Thunder. И Прилучный, получается, одновременно рубился по сети и играл в кино. Тогда как Тимур Бекмамбетов всем процессом управлял дистанционно.
Похожую технологию применил Алексей Герман – младший при создании фильма «Воздух» (2022). Было построено свыше десятка макетов самолетов, их устанавливали напротив огромных изогнутых LED-панелей, на которых воспроизводилось динамическое окружение, сгенерированное при помощи другого игрового движка – Unreal Engine.
Точно так же, кстати, «Мандалорца» снимают (только самолетов там, естественно, нет). Это гораздо удобнее, чем с «зеленкой» мучиться, – сразу результат виден и можно не сомневаться в том, что на экране все будет выглядеть натурально. Вот оно, будущее.
Комментарии