Статьи

С женами так нельзя: 9 причин любить «Правдивую ложь»

Лучший голливудский ремейк французского фильма

О кризисе идей в Голливуде, который стал одной из причин нынешней повальной сиквелизации, заговорили в полный голос лишь в нулевые, однако началось все гораздо раньше — еще с начала 80-х французское кино стало штатным поставщиком комедийных сюжетов для американских коллег. В США выпустили целый ряд ремейков комедий Франсиса Вебера (а «Беглецов» француз переснял лично), однако самым удачным переосмыслением оказалась «Правдивая ложь» — голливудская версия «Тотальной слежки» Клода Зиди. И не только по уже упомянутым выше причинам, но и потому, что, несмотря на заемный сюжет, «Правдивая ложь» выглядит не как безликий ремейк иностранной ленты, снятый потому, что американские зрители не любят читать субтитры, а как фильм Джеймса Кэмерона — с характерным режиссерским почерком. Кстати, Зиди в накладе не остался: за права на свой сценарий он получил от Fox огромную сумму — $15 миллионов.

Идеальный жанровый микст

«Правдивая ложь» — в большей степени комедия, чем боевик, но куда важнее, что это комедия даже не столько шпионская, сколько семейная (в том смысле, что в фильме обыгрываются отношения супругов). Французский оригинал, послуживший основой сценария, в общем-то, играл на том же поле, однако Кэмерон пошел дальше: он снял ремейк с размахом голливудского тентпола с безразмерным бюджетом и самой актуальной звездой боевиков своего времени, а сопутствующей теме исламского терроризма придал международный масштаб. Лишь спустя 11 лет Дагу Лайману отчасти удалось повторить тот же трюк с картиной «Мистер и миссис Смит», которая местами выглядит как ученическая вариация на тему «Правдивой лжи».

Последний фильм «старого доброго» Кэмерона

Джеймс Кэмерон почти всегда (начиная с первого «Терминатора») ставил себе трудные творческие и технические задачи, однако до некоторых пор их решение не становилось самоцелью. «Правдивая ложь», пожалуй, последний фильм, в котором режиссер сохранил то, что критики со склонностью к неуместному цитированию назвали бы «легким дыханием». Проще говоря, это сочетание сюжетного драйва и умения придать видеоряду вес и статус крупного студийного проекта. У Кэмерона в свое время это получалось едва ли не лучше, чем у самого Спилберга, и в «Правдивой лжи» разглядеть этот уверенный почерк можно без труда. Спустя всего три года Кэмерон снимет «чуждый» для себя, как казалось тогда, «Титаник». Фильм получит 11 «Оскаров», а режиссер пустится во все тяжкие по дорожке технического прогресса (увы, не всегда проходящей по территории чистого творчества), снимет визуально революционный, но содержательно вторичный «Аватар» и увязнет в производственной колее, ежегодно откладывая на год выход его сиквелов.

Единственная комедия Кэмерона

Вообще-то режиссеру «Терминатора» и «Чужих» всегда было свойственно чувство юмора, однако стопроцентная комедия у Кэмерона всего одна, и — нет, это не «Аватар», ставший источником бесконечных мемов и объектом пародий, а именно «Правдивая ложь». При этом Кэмерону хватило понимания того, что комедия для него дело новое и необычное, поэтому для работы над диалогами он собрал целую комнату сценаристов. Результатом этой работы стало несколько коронных реплик во главе с фразой Джейми Ли Кертис «Я замужем за Рэмбо» и непереводимым ванлайнером Арнольда Шварценеггера «You’re fired» в финале. Вдобавок уже персональная фантазия Кэмерона породила некоторое количество восхитительных гэгов — от погони на коне за мотоциклом по коридорам отеля и неловкого стриптиза до террориста, удачно зацепившегося за ракету под крылом истребителя.

Последние смешные террористы в большом студийном кино

Главный злодей «Правдивой лжи» — исламский фундаменталист, возглавляющий террористическую организацию под названием «Алый джихад». Антагониста изобразил Арт Малик — вместе с Кэмероном они сделали его практически карикатурным. Удивляться нечему: «Правдивую ложь» снимали в эйфорическом угаре от «Бури в пустыне», и в те годы вряд ли кто-то предполагал, чем в итоге все обернется. Кстати, именно из-за этих негаданных трагических последствий и не состоялось продолжение «Правдивой лжи», которое вообще-то хотели снимать все — и Кэмерон, и Шварценеггер, и Ли Кертис. Но после «Титаника» режиссер продолжил «дожимать» глубоководную тему, а потом случилось 11 сентября, и терроризм определенно перестал веселить. К тому же Шварценеггера избрали губернатором Калифорнии, и он на годы выпал из процесса кинопроизводства. Тем не менее, МакДжи, который уже ковырялся в творческом наследии Кэмерона в «Терминаторе: Да придет спаситель», собирается поставить сериал по мотивам «Правдивой лжи» для сервиса Disney+.

Последний безоговорочный хит Шварценеггера

«Правдивая ложь» собрала в мировом прокате 378 миллионов долларов. Сейчас эта сумма не впечатляет, но 1994-м боевик Кэмерона смогли обойти лишь оскароносные «Король Лев» и «Форрест Гамп». Более того, ни одна из последующих работ Железного Арни не имела столь однозначного успеха в прокате и у критиков. 1990-е актер закончил еще относительно удачно, сражаясь с токсикозом в «Джуниоре», Темным рыцарем в «Бэтмене и Робине» и дьяволом в «Конце света». А вот в XXI веке разборки Шварца с собственным клоном и месть колумбийскому террористу (в «Шестом дне» и «Возмещении ущерба») уже совсем не впечатляли. Актер попробовал вернуться во франшизу «Терминатор», но без Кэмерона не справился: пародийное «Восстание машин» еще более-менее окупилось; «Генезис» же пережил ядерный апокалипсис в американских кинотеатрах исключительно благодаря успеху ленты в Китае. Гарри Таскер стал последним настоящим киногероем Арни.

Билл Пакстон — талисман Кэмерона

Крайне недооцененный актер Билл Пакстон, скончавшийся в 2017 году, был для Кэмерона настоящим талисманом. В «Терминаторе» он — хулиганистый панк, которому не повезло наткнуться на голого Т-800, в «Чужих» — острящий рядовой Хикс, в «Титанике» — романтичный искатель глубоководных сокровищ. Однако свою самую яркую «кэмероновскую» роль Пакстон играет именно в «Правдивой лжи». Здесь он — трусливый продавец машин Саймон, который притворяется секретным агентом, чтобы соблазнять доверчивых женщин. В одной из сцен он в подробностях рассказывает герою Шварценеггера, чью жену он окучивает, как заиметь успех у женщин. Большая ошибка. Впрочем, Таскеры преподают шовинисту серьезный урок.

Война полов в середине 90-х

Сюжет «Правдивой лжи» и его воплощение кое-кого могут ввергнуть в состояние ужаса — сегодня, в эпоху движения #MeToo и (упростим формулировки) критики мужского доминирования в отношениях. Да и четверть века назад герой Шварценеггера, организовавший действительно тотальную слежку (с использованием всех возможностей правительственных спецслужб!) за собственной женой, которую подозревал в измене, выглядел, скажем прямо, не слишком адекватным типом. Даже консервативно настроенный журнал National Review обвинил создателей фильма чуть ли не в мизогинии. Тому, следует признать, есть веские доказательства. Помимо упомянутого образа действий протагониста, это, например, сексистская шутка о разделе имущества бывших супругов из уст персонажа Тома Арнольда («Это какой же надо быть психованной сукой, чтобы забрать с собой лоток со льдом из холодильника!»), основанные, правда, на личном опыте расставания артиста с Розанной Барр. Конечно, на фоне «Рокового влечения» и «Основного инстинкта» фильм Кэмерона кажется невинным анекдотом, но по сегодняшним прогрессивным стандартам эта картина дремуче патриархальна и агрессивна. Чем, впрочем, и ценна — как документ эпохи.

Сатира на ЦРУ

Кроме того, что «Правдивая ложь» проходится по институту брака и отношениям полов в целом, это еще и язвительная насмешка над государственными спецслужбами — в первую очередь над ЦРУ. Правда, как таковое шпионское ведомство в фильме не фигурирует: герои Шварценеггера и Арнольда служат в организации под названием «Сектор Омега». Однако все приметы «секретной конторы», равно как и ирония по поводу связанных с ней скандалов, легко угадываются — от дизайна здания, где она базируется, до методов работы и злоупотреблений на местах. Любопытно, что шефа «Сектора Омега» играет Чарльтон Хестон — его колоритный герой с черной повязкой на глазу пародирует и суровый собирательный образ Директора национальной разведки, и одноглазого босса «Щ.И.Т.а» Ника Фьюри из комиксов, а заодно и самого артиста, сыгравшего главную роль в постапокалиптическом фильме «Человек-омега».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

1 час назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

16 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

19 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

21 час назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

23 часа назад