Театр

«Русский Гамлет» в неожиданном исполнении Александра Олешко

Нечасто встретишь императора на театральных подмостках, и тем сложнее избавиться от ожиданий и предубеждений: Павел I правил мало и не смог совершить задуманного, но домыслов и слухов о нем было предостаточно. Развенчать противоречивый миф о «слабом» правителе и показать его в первую очередь человеком взялась Наталья Ковалева — ее постановка в Театре им. Вахтангова с Александром Олешко в главной роли рассказывает о последних днях жизни русского императора.

Александр Олешко в роли Павла I и Ирина Дымченко в роли Екатерины II. Фото: Театр Вахтангова/Олег Королев

На темной сцене с зеркальным полом – две фигуры, но лишь одна из них реальна: император ведет мысленный диалог с матерью, которую так и не смог простить. Призрак, вызванный памятью, одет в белое, но вовсе не безобиден. Это напоминание о том, что Павел с детства был нелюбим – в первую очередь семьей.

Мысли о предательстве родительницы повергают императора в гнев, а смягчить его способно лишь письмо — любовная весточка от фаворитки Анны Гагариной. Еще минуту назад царь готов был всех отправить под смертельные розги, а теперь вдруг смилостивился. Резкие перепады настроения стали привычными для придворных, которые сами же и довели правителя до исступления своими интригами. И всюду за ним безмолвно следует, словно тень отца Гамлета, призрак Екатерины II (Ирина Дымченко) – проклятие, восставшее во весь рост из мемуаров Павла I.

Мария Риваль в роли Анны Гагариной и Александр Олешко в роли Павла I. Фото: Театр Вахтангова/Олег Королев

Самого императора тоже нередко сравнивают с трагическим героем Уильяма Шекспира: «русский Гамлет» хотел лучшего для своей страны, для всех людей разом, да так и не успел. Сначала мешала родная мать, затем – сын и придворные. А в промежутке была неудачная попытка объять необъятное. Сюжет постановки следует мотивам одноименной пьесы Дмитрия Мережковского, но режиссер дополняет свой спектакль стихами из трагедии Евгения Симонова «Смерть Павла I».

Другой герой повествования – будущий император Александр I. Он тоже поначалу нерешителен в своем выборе, ведь по одну сторону – сыновья любовь и страх перед отцом, а по другую – амбициозная жена Елизавета и жажда власти. Сложные отношения отца и сына – одна из главных линий спектакля, которая наряду с внутренним конфликтом Павла и его обидой на мать ложится в фундамент короткого правления, завершившегося трагедией.

Юрий Поляк в роли Александра и Елизавета Палкина в роли Елизаветы. Фото: Театр Вахтангова/Яна Булаш

Потрясающие костюмы Максима Обрезкова, от которых невозможно отвести взгляд, марши и балы, придворные перешептывания, неуместные шутки правителя – яркое динамичное действо с первых минут воссоздает атмосферу давно ушедшей эпохи. Погружению способствует и само пространство: на Новой сцене нет границ между залом и сценой, и если Павел взмахивает саблей, блик от ее лезвия пробегает по рядам, заставляя вздрагивать тех, кто сидит ближе…

Герой Олешко настолько чужой на этом безудержном празднике жизни, где каждый печется лишь о собственных интересах, что даже на балу, который сам же затеял, оказывается лишним. Ему невозможно не сочувствовать, каким бы вспыльчивым и чудаковатым он ни был, какими бы опасными и странными ни казались его выходки. Оказывается, русский царь способен любить, переживать, даже бояться!

Александр Олешко в роли Павла I. Фото: Театр Вахтангова/Владимир Кашицин

И вот уже он предстает полноценным живым человеком, которого действительно интересует судьба России, – возможно, больше, чем своя собственная. И едва ли теперь получится ассоциировать Павла I с плоскими портретами из учебников истории: у него есть лицо – и это лицо Александра Олешко, который, отбросив привычное амплуа, полностью перевоплотился в так и непонятого страной правителя.

Ближайшие показы спектакля – 27 апреля, 21 и 28 мая.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В России прошел Фестиваль китайского кино

С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…

2 часа назад

«Двадцать дней без войны»: Великая боль и великое утешение

Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…

4 часа назад

В ДНР завершились съемки фильма «Друзья» о возрождении Мариуполя

Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…

21 час назад

Новый сезон «Любовь. Смерть. Роботы»: Триумф эстетики над логикой

На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…

22 часа назад

В Театре Маяковского премьера – «Дядя Ваня»

Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…

1 день назад

10 нетривиальных советских комедий, которые можно посмотреть бесплатно на RUTUBE

О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…

1 день назад