Александр Олешко в роли Павла I. Фото: Театр Вахтангова/Олег Королев
Нечасто встретишь императора на театральных подмостках, и тем сложнее избавиться от ожиданий и предубеждений: Павел I правил мало и не смог совершить задуманного, но домыслов и слухов о нем было предостаточно. Развенчать противоречивый миф о «слабом» правителе и показать его в первую очередь человеком взялась Наталья Ковалева — ее постановка в Театре им. Вахтангова с Александром Олешко в главной роли рассказывает о последних днях жизни русского императора.
На темной сцене с зеркальным полом – две фигуры, но лишь одна из них реальна: император ведет мысленный диалог с матерью, которую так и не смог простить. Призрак, вызванный памятью, одет в белое, но вовсе не безобиден. Это напоминание о том, что Павел с детства был нелюбим – в первую очередь семьей.
Мысли о предательстве родительницы повергают императора в гнев, а смягчить его способно лишь письмо — любовная весточка от фаворитки Анны Гагариной. Еще минуту назад царь готов был всех отправить под смертельные розги, а теперь вдруг смилостивился. Резкие перепады настроения стали привычными для придворных, которые сами же и довели правителя до исступления своими интригами. И всюду за ним безмолвно следует, словно тень отца Гамлета, призрак Екатерины II (Ирина Дымченко) – проклятие, восставшее во весь рост из мемуаров Павла I.
Самого императора тоже нередко сравнивают с трагическим героем Уильяма Шекспира: «русский Гамлет» хотел лучшего для своей страны, для всех людей разом, да так и не успел. Сначала мешала родная мать, затем – сын и придворные. А в промежутке была неудачная попытка объять необъятное. Сюжет постановки следует мотивам одноименной пьесы Дмитрия Мережковского, но режиссер дополняет свой спектакль стихами из трагедии Евгения Симонова «Смерть Павла I».
Другой герой повествования – будущий император Александр I. Он тоже поначалу нерешителен в своем выборе, ведь по одну сторону – сыновья любовь и страх перед отцом, а по другую – амбициозная жена Елизавета и жажда власти. Сложные отношения отца и сына – одна из главных линий спектакля, которая наряду с внутренним конфликтом Павла и его обидой на мать ложится в фундамент короткого правления, завершившегося трагедией.
Потрясающие костюмы Максима Обрезкова, от которых невозможно отвести взгляд, марши и балы, придворные перешептывания, неуместные шутки правителя – яркое динамичное действо с первых минут воссоздает атмосферу давно ушедшей эпохи. Погружению способствует и само пространство: на Новой сцене нет границ между залом и сценой, и если Павел взмахивает саблей, блик от ее лезвия пробегает по рядам, заставляя вздрагивать тех, кто сидит ближе…
Герой Олешко настолько чужой на этом безудержном празднике жизни, где каждый печется лишь о собственных интересах, что даже на балу, который сам же затеял, оказывается лишним. Ему невозможно не сочувствовать, каким бы вспыльчивым и чудаковатым он ни был, какими бы опасными и странными ни казались его выходки. Оказывается, русский царь способен любить, переживать, даже бояться!
И вот уже он предстает полноценным живым человеком, которого действительно интересует судьба России, – возможно, больше, чем своя собственная. И едва ли теперь получится ассоциировать Павла I с плоскими портретами из учебников истории: у него есть лицо – и это лицо Александра Олешко, который, отбросив привычное амплуа, полностью перевоплотился в так и непонятого страной правителя.
Ближайшие показы спектакля – 27 апреля, 21 и 28 мая.
С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…
Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…
Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…
На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…
Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…
О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…