Александр Олешко в роли Павла I. Фото: Театр Вахтангова/Олег Королев
Нечасто встретишь императора на театральных подмостках, и тем сложнее избавиться от ожиданий и предубеждений: Павел I правил мало и не смог совершить задуманного, но домыслов и слухов о нем было предостаточно. Развенчать противоречивый миф о «слабом» правителе и показать его в первую очередь человеком взялась Наталья Ковалева — ее постановка в Театре им. Вахтангова с Александром Олешко в главной роли рассказывает о последних днях жизни русского императора.
На темной сцене с зеркальным полом – две фигуры, но лишь одна из них реальна: император ведет мысленный диалог с матерью, которую так и не смог простить. Призрак, вызванный памятью, одет в белое, но вовсе не безобиден. Это напоминание о том, что Павел с детства был нелюбим – в первую очередь семьей.
Мысли о предательстве родительницы повергают императора в гнев, а смягчить его способно лишь письмо — любовная весточка от фаворитки Анны Гагариной. Еще минуту назад царь готов был всех отправить под смертельные розги, а теперь вдруг смилостивился. Резкие перепады настроения стали привычными для придворных, которые сами же и довели правителя до исступления своими интригами. И всюду за ним безмолвно следует, словно тень отца Гамлета, призрак Екатерины II (Ирина Дымченко) – проклятие, восставшее во весь рост из мемуаров Павла I.
Самого императора тоже нередко сравнивают с трагическим героем Уильяма Шекспира: «русский Гамлет» хотел лучшего для своей страны, для всех людей разом, да так и не успел. Сначала мешала родная мать, затем – сын и придворные. А в промежутке была неудачная попытка объять необъятное. Сюжет постановки следует мотивам одноименной пьесы Дмитрия Мережковского, но режиссер дополняет свой спектакль стихами из трагедии Евгения Симонова «Смерть Павла I».
Другой герой повествования – будущий император Александр I. Он тоже поначалу нерешителен в своем выборе, ведь по одну сторону – сыновья любовь и страх перед отцом, а по другую – амбициозная жена Елизавета и жажда власти. Сложные отношения отца и сына – одна из главных линий спектакля, которая наряду с внутренним конфликтом Павла и его обидой на мать ложится в фундамент короткого правления, завершившегося трагедией.
Потрясающие костюмы Максима Обрезкова, от которых невозможно отвести взгляд, марши и балы, придворные перешептывания, неуместные шутки правителя – яркое динамичное действо с первых минут воссоздает атмосферу давно ушедшей эпохи. Погружению способствует и само пространство: на Новой сцене нет границ между залом и сценой, и если Павел взмахивает саблей, блик от ее лезвия пробегает по рядам, заставляя вздрагивать тех, кто сидит ближе…
Герой Олешко настолько чужой на этом безудержном празднике жизни, где каждый печется лишь о собственных интересах, что даже на балу, который сам же затеял, оказывается лишним. Ему невозможно не сочувствовать, каким бы вспыльчивым и чудаковатым он ни был, какими бы опасными и странными ни казались его выходки. Оказывается, русский царь способен любить, переживать, даже бояться!
И вот уже он предстает полноценным живым человеком, которого действительно интересует судьба России, – возможно, больше, чем своя собственная. И едва ли теперь получится ассоциировать Павла I с плоскими портретами из учебников истории: у него есть лицо – и это лицо Александра Олешко, который, отбросив привычное амплуа, полностью перевоплотился в так и непонятого страной правителя.
Ближайшие показы спектакля – 27 апреля, 21 и 28 мая.
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице начнет курсировать первый московский мобильный кинотеатр, который покажет фильмы…
Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» провел опрос среди зрителей, определив любимых героев в исполнении Олега Табакова. Самым любимым персонажем, сыгранным Олегом…
Олег Павлович Табаков создал в кино и театре целую галерею запоминающихся и любимых зрителями образов. Любой ребенок знал, что его…
Русское географическое общество с 18 по 25 августа проведет в Москве первый Всероссийский фестиваль документальных фильмов. Смотр, получивший название «РГО объединяет…