Сериалы

Допинг для комедии: Рождение, жизнь и смерть закадрового смеха

Абсолютно логично, что такое явление, как закадровый смех, впервые появилось на радио. Поначалу звукорежиссеры обращались к записям живых выступлений, пытаясь воссоздать атмосферу театральных представлений. Разумеется, реакция публики оставалась неотъемлемой частью подобных развлечений, поскольку она усиливала эффект вовлеченности слушателей.

С развитием технологией, в частности, с изобретением магнитофонов с катушками на радио появился высококачественный аналоговый звук. Он позволил спокойно отказаться от затратных для радио живых выступлений – теперь звукорежиссеры могли просто предварительно записывать программу в любом месте, а позже пускать ее в эфир, когда им заблагорассудится. Это, в свою очередь, открыло широкие просторы для постпродакшена. Любое выступление можно было легко отредактировать и, более того, добавить необходимые звуковые элементы.

В середине XX века радио стало постепенно замещаться телевидением, которое, несмотря на стремительный рост популярности, пока оставалось в зачаточном состоянии. В то время передачи и шоу с аудиторией снимали с помощью одной камеры. Это означало, что ради разных ракурсов актерам и ведущим, как и положено на съемочной площадке, приходилось сниматься в одних и тех же сценах несколько раз.

Представьте, каково было зрителям, которые должны были смеяться над повторяющимися шутками в течение некоторого времени? А авторам, мирившимся с неудачным таймингом смеха аудитории и буквально полагавшимся на волю случая? Добиться искренней и правильной реакции было мучительно сложно.

Тогда-то на арену телевидения и вышел звукорежиссер CBS Чарли Дуглас, решивший во что бы то ни стало исправить ситуацию. Он был не только отличным специалистом в своей сфере, но и одаренным инженером. Взяв за основу записанные радиовыступления, Дуглас разработал концепцию «подслащивания» аудитории, когда смех зрителей появлялся в нужный момент и длился столько, сколько этого требовала сцена. Звукорежиссер собрал так называемую laff box («коробку смеха»), таинственный и странный механизм, больше похожий на пишущую машинку. На него Дуглас записал сотни разновидностей хаханек да хиханек (в общей сложности 320 дорожек), которые и задействовал при работе над телепередачами.

Чарли, собственно, и стал создателем ТВ-смеха. Продюсеры боролись за то, чтобы именно он приложил руку к их проектам, и к концу 1970-х у Дугласа сложилась настоящая монополия на закадровые эмоции. Он поработал над такими культовыми шоу, как «Моя жена меня приворожила», «Семейка монстров» и «Деревенщина из Беверли-Хиллз». При этом Дуглас тщательно скрывал от всех, как именно работает его машина. Порой ореол таинственности вокруг laff box выглядел чрезмерно параноидальным – звукорежиссер мог спокойно закрыться в ванной с членами своей семьи, чтобы починить «коробку смеха».

Понятно, что Дуглас в очередной раз играл на эмоциях аудитории ради маркетинга, но в какой-то момент коллеги звукорежиссера взяли инициативу в свои руки и принялись самостоятельно взаимодействовать со зрителями. Чарли лишился созданной им монополии, однако к концу века его вклад оценили по достоинству. В 1992 году Дугласа признали человеком, «подарившим ТВ закадровый смех». Он получил персональную «Эмми» за выдающиеся технические достижения.

К 1980-м должность эксперта по закадровому смеху стала обязательной для комедийных телевизионных проектов. Почти у каждого специалиста имелась собственная «коробка смеха», причем более продвинутая, чем была у Дугласа. С десятками кнопок, переключателей и ползунков вкупе с несколькими кассетами, на которых была заранее записана реакция зрителей.

Сначала эксперты вместе с продюсерами шоу отсматривали сцену за сценой с «живым» смехом аудитории. Затем они исправляли недочеты и технические погрешности, редактируя материал так, чтобы эмоциональный эффект от эпизода получился заметно ярче, нежели на самих съемках. Последователи Дугласа начали манипулировать как комедией, так и драмой – теперь зрители слышали не только смех, но и возгласы разочарования или удивления.

Несмотря на повсеместное использование инструмента, немало кинематографистов не просто его критиковали, но и откровенно недолюбливали. Например, бывший глава Warner Brothers TV Лоуренс Литтл, курировавший такие хиты, как «Мерфи Браун», отметил, что закадровый смех – необходимое зло, без которого шоу компании были бы плоскими. Джеймс Л. Брукс, работавший над «Комнатой 222», «Такси» и «Симпсонами», назвал явление мерзостью. А Джефф Рино, приложивший руку к «Детективному агентству «Лунный свет», заявил, что закадровый смех нагло манипулирует аудиторией.

«Моя рефлекторная реакция заключается в том, что он (закадровый смех, – КР) мне никогда не нравился, он манипулятивен и обычно слишком экспрессивен для зачастую посредственных шуток. Аудиторию учат смеяться там, где, по мнению авторов, должен быть панчлайн, независимо от того, смешно это или нет», – заметил Рино.

Так или иначе, к 1990-м любое комедийное шоу без закадрового смеха выглядело чужеродно. Заокеанские «Друзья» и «Альф», британские «Мистер Бин» и «Шоу Фрая и Лори», отечественные «Маски-шоу» и «Джентльмен-шоу» – реакция зрителей придавала этим и многим другим проектам дополнительную юмористическую изюминку. Однако в то же время закадровый смех как явление достиг своего пика, и с началом нового тысячелетия его популярность и необходимость в нем стали быстро опускаться на дно.

Сейчас трудно определить точное время смерти закадрового смеха. Был ли это 2001-й, год премьеры культовой «Клиники»? Или 2006-й, когда американский «Офис» взорвал телевидение и получил первую премию «Эмми», после чего ни одно из шоу с закадровым смехом не побеждало в комедийной категории? Или это случилось гораздо позже, в 2019-м, когда на малых экранах вышел последний эпизод «Теории большого взрыва»?

Наверняка можно сказать лишь то, что с исчезновением юмористического «допинга» с телевидения он стал подвергаться критике гораздо чаще. Несколько лет назад исследователи выяснили, что закадровый смех способствовал тому, чтобы зрители смеялись над шутками, даже если не считали их забавными. Это заложено в нашем ДНК – смех предшествовал речи и служил одним из инструментов социальных связей. Если человек находится в большой компании людей и все они посмеются над посредственной шуткой, велика вероятность того, что он подхватит их настроение. Аналогичным образом работает и закадровый смех.

Сегодня маркер юмора окончательно воспринимается как индустриальный рудимент. Он не исчез с телевидения полностью, но сменил квалификацию на прямо противоположную. Периодически шоураннеры используют закадровый смех не для того, чтобы подчеркнуть шутку, а чтобы усилить атмосферу жути. Подобный прием применялся, например, в недавних сериалах «Кевин может пойти к черту» и «Ванда/Вижн». Но и там закадровый смех воспринимался исключительно как наглядная демонстрация его устарелости.

Мы можем как угодно относиться к фальшивым реакциям, называя их инструментом манипуляции, подушкой безопасности для продюсеров и орудием маркетинговых отделов. В то же время, если отбросить в сторону снобизм, необходимо признать, что закадровый смех часто не просто маркировал комедию, но и усиливал ее, заставляя зрителей истерически гоготать. И недооценивать его вклад в развитие жанра и телевидения попросту непозволительно. Закадровый смех оказался необходимым злом, оказавшим влияние на всю ТВ-индустрию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

12 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

13 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

17 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

2 дня назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

2 дня назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

2 дня назад