Кино

«Грабитель с крыши»: Ченнинг Татум грабит McDonald’s, чтобы купить велосипед

История про настоящего грабителя, который прячется на чердаке супермаркета, звучит как городская легенда, но именно она легла в основу криминальной трагикомедии Дерека Сиенфрэнса. Режиссер, известный мрачными семейно-криминальными драмами («Место под соснами», «Валентинка»), в этот раз удивляет более легким настроением. Его «Грабитель с крыши» предлагает взглянуть на ограбления как на странный вид приключения: с иронией, долей сентиментальности и редким для жанра уютом. Однако за внешней легкостью скрываются непростые вопросы о грани между добрыми намерениями и преступлением.

Главный герой Джеффри Манчестер (Ченнинг Татум) – бывший резервист армии, который не сумел найти себя в мирной жизни. Тихий семейный человек, он отчаянно стремится обеспечить жену и троих детей, но в мирное время его навыки никому не нужны. Однажды, не сумев подарить дочке желанный велосипед, Джеффри решается на радикальный шаг. Он начинает проникать через крыши в рестораны быстрого питания и опустошать их кассы – вежливо, без насилия, заботливо укутывая сотрудников в куртки перед тем, как запереть в холодильнике.

За два года авантюрист провернул около сорока дерзких налетов на McDonald’s, получив от прессы прозвище «Грабитель с крыши». Соседи и некоторые жертвы описывали его как «приятного парня», а сам он уверил себя, что ворует во благо семьи. Фильм тоже поначалу призывает зрителя симпатизировать своеобразному Робин Гуду. Джефф беззлобно шутит, искренне радуется горе подарков для детей и кажется счастливым отцом. Но семейная идиллия заканчивается быстро: полиция хватает грабителя прямо на дне рождения дочери, прилюдно бросая его лицом в газон. Суд приговаривает Джеффри к 45 годам тюрьмы, и даже жена отворачивается от неисправимого романтика с криминальным уклоном.

На этом история не заканчивается – скорее делает тональный поворот. Обладая феноменальной наблюдательностью (армейский друг называет это его «суперспособностью»), Джеффри разрабатывает хитрый план побега и вскоре оказывается на свободе. Теперь перед ним встает новая задача: переждать несколько месяцев, пока приятель не достанет фальшивые документы для бегства за границу. Лучшее убежище герой находит в магазине игрушек. Забравшись под крышу гипермаркета, он обустраивает тайное жилище прямо между стенами торгового зала.

Днем беглец затаивается в своем укромном уголке, питаясь шоколадными драже и детским пюре со складов, а ночью выходит побродить по пустым отделам магазина игрушек. Сиенфрэнс с любовью воссоздает атмосферу середины 2000-х – бесконечные ряды кукол и велосипедов, яркие витрины, кассетные телевизоры в уголках. В этих декорациях неожиданно много жизни: режиссер показывает закулисье типичного американского магазина, заглядывая и в комнату отдыха персонала, и в провинциальный храм, где поют сотрудники. Правда криминальной хроники превращается в сказку о маленьком мире, который можно назвать домом даже среди безликих торговых точек.

Поселившись на складе, Джефф не удерживается от вмешательства в чужие судьбы. Он месяцами подглядывает за сотрудниками через детские радионяни и постепенно привязывается к их маленькому сообществу. Особенно его трогает продавщица Ли (Кирстен Данст) – одинокая мать двоих детей. Герой видит, как Ли поет в церковном хоре по выходным, как тащит на работу младшую дочку, которую не с кем оставить. В конце концов Джеффри решает нарушить конспирацию и познакомиться поближе. 

Татум играет инфантильного добряка, и его обезоруживающей неуклюжести почти веришь – хотя со стороны видно, что Джефф фактически дразнит жертву, пуская пыль в глаза ничего не подозревающей женщине. Фильм не игнорирует драматичность ситуации, когда грабитель слишком настойчиво проявляет любовь к случайной семье, заранее обреченной на боль. Но, подобно самому Джеффу, картина старается никого не ранить. «Грабитель с крыши» балансирует между искренней мелодрамой и криминальной комедией, временами теряя равновесие. Сиенфрэнс явно смягчает углы реальной истории, избегая мрачного тона: вместо триллера о лжеце-манипуляторе он снял более мягкое и сентиментальное кино. 

В некоторые моменты «Грабитель с крыши» и вовсе притворяется ромкомом: показывает музыкальные номера с танцами среди полок игрушек, шутит над неловкими свиданиями, с теплотой наблюдает за тем, как два одиноких родителя сорока с лишним лет находят друг в друге поддержку. В дуэте Татума и Данст действительно чувствуется химия – редкий случай, когда на экране влюбляются не юные красавчики, а взрослые люди с багажом проблем. Но вскоре фильм вновь напоминает, что перед нами все же криминал, а не рождественская сказка. Скрываясь от полиции, Джефф вынужден снова идти на риск.

В целом двухчасовая лента складывается неровно: первая половина стремительно пролетает, почти не объяснив, как именно тихий семьянин превратился в серийного грабителя (буквально один неудачный праздник – и вот уже «массовое ограбление» без лишних раздумий). Зато дальше картина будто притормаживает и застревает в бытовых эпизодах – милых, но лишенных драматической остроты. Погони, шутки, романтические ужины, семейные моменты – все это увлекательно по отдельности, но вместе не создается напряженная драма о человеке, который не нашел себя в этом бренном мире. 

Визуально картина старательно играет на ностальгии по началу 2000-х – громоздкие телевизоры, кассетные магнитофоны, даже старенькая будка Blockbuster Video мелькает в кадре. Все это придает ленте старомодный шарм, словно смотрим кассету из юности. Но по духу «Грабитель с крыши» ближе к современным «байопикам без злодеев», где реальные преступники предстают в максимально мягком, человеческом облике. Сиенфрэнс откровенно романтизирует своего героя. Даже сам Ченнинг Татум с его открытой улыбкой и простодушием как бы говорит: посмотрите, этот парень никому не хотел зла. Проблема в том, что фильм почти не задается вопросом – почему он совершил все эти «плохие поступки». 

Финальное прозрение героя – мол, семье были нужны не деньги, а его внимание – звучит правильно, но слишком прямолинейно. Сценарий не исследует проблему глубже: откуда у ветерана такой отчаянный материализм, почему он решил измерять любовь детей количеством купленных подарков? Эти темы упрощены, чтобы не омрачать общее позитивное впечатление. В итоге фильм оставляет зрителя без конфликта совести. Джефф показан не столько эгоистичным преступником, сколько неисправимым оптимистом, который «хотел как лучше» и чуток переборщил. 

Сиенфрэнс поймал ту самую светлую интонацию, редкую для криминального кино, – смешал аферу, погоню и любовную линию и выдержал все в теплых тонах. Во многом лента держится на харизме Ченнинга Татума, который делает Джеффа настолько искренним простаком, что мы почти прощаем герою и обман, и огнестрел (пусть история и подчеркивает, что стрелять он так ни разу и не решился). «Грабитель с крыши» с удовольствием окунается в странную правдивую историю – но временами чересчур щадит главного героя, избегая острых углов. Возможно, где-то в глубине этой легкой комедии скрывается более мрачная и сложная история, полная дискомфорта и моральных противоречий. Это кино не про преступление и наказание, а про иллюзию, в которой удобно остаться, если смотреть на мир сквозь витрину игрушечного магазина.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Ландыши. Такая нежная любовь» – лауреат премии «Креативные индустрии-2025»

В Зарядье прошла торжественная церемония награждения пятой Российской национальной премии в сфере креативных индустрий. В номинации «Импульс воздействия» победу одержал…

4 часа назад

«Голубая луна»: Барный стендап Итана Хоука, опьяненного красотой

1943 год. Полыхает Вторая мировая, а в элитном ресторане в Нью-Йорке яблоку негде упасть. Только что прогремела премьера мюзикла «Оклахома!»,…

5 часов назад

«КиноРепортер» рекомендует: Самые ожидаемые фильмы декабря

Рассказываем о самых ярких новинках, которые можно будет увидеть на широких экранах перед Новым годом. «Шальная императрица» Три подружки смеха…

7 часов назад

«Идиоты»: Нереальность реального в МХТ имени Чехова

  На Малой сцене МХТ имени Чехова свою вторую режиссерскую работу представил Сергей Волков. Первая, тоже по Достоевскому, случилась двенадцать…

13 часов назад

Сериалы декабря, которые стоит увидеть

На ТВ и онлайн-платформах стартует зимний сезон. Какие новинки малых экранов заслуживают вашего внимания – в гиде «КиноРепортера» по самым…

1 день назад

«Метод исключения» Пак Чхан-ука: Корейцы гибнут за бумагу

Крупный специалист в области производства бумаги теряет высокооплачиваемую должность вследствие сокращения на заводе, где он верой и правдой служил много…

1 день назад