Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > Роковая красота Марлен Дитрих

Роковая красота Марлен Дитрих

27 декабря 2021 /
Роковая красота Марлен Дитрих

Прекрасные и опасные героини от звезды кабаре до элитной жрицы любви.

27 декабря 2021 года исполняется 120 лет со дня рождения легендарной Марлен Дитрих. Возлюбленная Эрнеста Хемингуэя и Эриха Марии Ремарка, муза Александра Вертинского, поклонница Константина Паустовского, ослепительная голливудская звезда и бессмертная икона стиля… Можно долго перечислять, какими жизненными и карьерными достижениями Дитрих вписала свое имя в историю кино и мировой культуры.

На экране же ей больше всего удавались роли роковых женщин. Обворожительных и недосягаемых, хладнокровных и высокомерных, способных на обжигающую страсть и дьявольское коварство. Мы вспомнили 5 подобных образов великой актрисы, один грандиознее другого, и лишний раз восхитились, с какими мэтрами ей доводилось работать: Джозеф фон Штернберг, Альфред Хичкок, Орсон Уэллс, Билли Уайлдер… Величие, да и только.

«Голубой ангел» (1930) 

Если хотите узнать, как выглядели секс-символы 1930-х, непременно обратите внимание на этот фильм. Предполагалось, что драма Джозефа фон Штернберга по роману Генриха Манна вернет популярность подзабытому актеру Эмилю Яннингсу: несколькими годами ранее он получил два «Оскара», а затем пропал с радаров. Однако вышло все с точностью до наоборот. Подобно тому, как герой Яннингса, строгий профессор Иммануил Рат, теряется в присутствии ослепительной певицы Лолы-Лолы, так и сыгравшая ее 29-летняя Марлен Дитрих беспощадно затмила маститого коллегу.

Голубой ангел

Лола-Лола – объект воздыхания всех учащихся школы Рата. Однажды он решает наведаться в кабачок «Голубой ангел», где та выступает, дабы пронюхать, чем женщина пленила неокрепшие юношеские умы. И после первого же представления книжный червь теряет голову. Оно и немудрено: Дитрих в длинных чулках и блестящих коротких платьях чудо как хороша. Соблазняет, заводит, воспламеняет кровь. Но при этом не выглядит легкодоступной дешевкой, а держится с грацией королевы.

По сути, Лола-Лола буквально порабощает Рата. Уничтожает в нем остатки человеческого достоинства. Превращает в клоуна, ничтожное, морально раздавленное существо. Звезда кабаре, ставшая первой звуковой ролью в карьере Марлен Дитрих, воплощает бесконечную, порой – откровенно тираническую власть женских прелестей и открывает целую галерею роковых красавиц в исполнении неотразимой артистки.

«Шанхайский экспресс» (1932) 

Еще одна совместная картина Марлен Дитрих и Джозефа фон Штернберга, который после «Голубого ангела» снял свою музу в «Марокко» (1930), «Обесчещенной» (1931) и «Белокурой Венере» (1932). В общей сложности Дитрих 7 раз играла в лентах фон Штернберга. Актриса часто повторяла, что именно Джозеф научил ее всему, а тот любил ее до самой смерти в 1969 году.

Шанхайский экспресс

Действие «Шанхайского экспресса» происходит в 1931-м, Китай раздираем гражданской войной. Из Пекина в Шанхай отправляется поезд. Одна из его пассажирок – знаменитая на всю страну Шанхайская Лилия (Дитрих), элитная проститутка. Из уст в уста о ней передаются разные россказни. Один клиент, например, спустил на нее все деньги и сошел с ума. Неудивительно, что блюстители морали стоят на ушах. Вот и бывший ухажер Лилии, капитан Харви (Клайв Брук), упрекает женщину в связях с другими мужчинами, а та и не скрывает, что не отличалась чрезмерной разборчивостью.

С первого же появления на экране в экзотическом наряде с черными перьями и в таинственной вуали Дитрих гипнотизирует поистине вампирским магнетизмом. Когда поезд захватывают повстанцы и жизни Харви угрожает опасность, Лилия пылко бросается на выручку. И без колебаний жертвует своим будущим ради его спасения. Падшая женщина становится почти святой – только царственное величие Марлен и могло сделать такое преображение возможным.

«Страх сцены» (1950) 

Прежде чем увидеть лицо героини Марлен Дитрих, прославленной артистки Шарлотты Уинвуд, мы замечаем ее обагренное кровью платье. Альфред Хичкок не тратит времени на прелюдии: зритель сразу узнает об убийстве мужа Шарлотты, а на месте преступления случайная свидетельница застает ее воздыхателя Джонатана (Ричард Тодд).

Тот мигом становится главным подозреваемым. Влюбленная в него начинающая актриса Ева (Джейн Уаймен) свято верит в его невиновность и принимается искать улики против Шарлотты. Постепенно всех действующих лиц, включая детектива Смита (Майкл Уайлдинг), затягивает в круговорот лжи и интриг.

Страх сцены. Марлен Дитрих

Шарлотта Уинвуд – идеальная хичкоковская героиня. Она божественно красива и смертельно опасна, хотя режиссер виртуозно играет с публикой в кошки-мышки и придерживает разбор полетов до финальных сцен. Какими бы очевидными на первый взгляд ни казались манипуляции Уинвуд, сюрпризы и разоблачения подстерегают на каждом шагу.

Дитрих же блистательно недосягаема в роли высокомерной дамы из высшего общества, причем ее экранные появления оказались настолько эффектны во многом потому, что актриса самостоятельно руководила съемочной группой: командовала операторами и выставляла свет.

«Марлен Дитрих – профессиональная звезда, – позднее скажет Хичкок. – А также – профессиональный оператор, арт-директор, монтажер, художник по костюмам, стилист, гример, композитор, продюсер и режиссер».

Высшей похвалы из уст мэтра удостоиться невозможно.

«Свидетель обвинения» (1957) 

Монументальный юридический триллер Билли Уайлдера по пьесе Агаты Кристи позволил Марлен Дитрих проявить необычные грани своего необъятного таланта.

Блеснуть на сцене в свете софитов и щегольнуть экстравагантными нарядами ей не удалось. На судебном процессе, где ее героиня выступила в качестве свидетеля обвинения по делу об убийстве, Дитрих предстала в застегнутой на все пуговицы белоснежной рубашке и элегантном черном костюме с изящным беретом. Но в этой внешней чопорности кроются невероятный надлом и колоссальная духовная сила, выкипающие через край в душераздирающей концовке.

Свидетель обвинения

Билли Уайлдер, Джозеф фон Штернберг и Орсон Уэллс – три наиболее выдающихся режиссера, с которыми, по словам Марлен Дитрих, ей приходилось сотрудничать. Забавно, что «Свидетеля обвинения» многие считали фильмом Альфреда Хичкока и расточали в его адрес щедрые комплименты – аналогично Уайлдер принимал поздравления за хичкоковскую ленту «Дело Парадайна».

Дитрих была абсолютно уверена, что за роль в «Свидетеле» как минимум номинируется на «Оскара». Поэтому даже записала для своего шоу в Лас-Вегасе специальное приветствие, обыгрывающее сие достижение. Однако номинацией ее обделили – вообще на статуэтку она претендовала лишь раз, в 1931 году с «Марокко» фон Штернберга, да и то безуспешно.

«Печать зла» (1958) 

Орсон Уэллс взялся снимать этот мрачный нуар о беззаконии на границе США и Мексики с легкой руки Чарлтона Хестона. Звезда «Десяти заповедей» и «Большой страны», Хестон получит «Оскара» за лучшую мужскую роль только на следующий год («Бен-Гур»), но его влияние уже было достаточно велико, чтобы диктовать студиям условия. Изначально предполагалось, что Уэллс сыграет зловещего детектива Хэнка Куинлона, но по настоянию коллеги-актера он занял и режиссерское кресло, развязав настоящую войну с Universal за право финального монтажа (и потерпев сокрушительное поражение).

Печать зла

Героиня Марлен Дитрих, роскошная брюнетка (!) Тана, появляется всего в нескольких эпизодах, но экран от ее присутствия по традиции вспыхивает. В начале ленты она сталкивается с героем Уэллса, когда тот таскается по борделям и пытается опознать погибшую девушку, а ближе к финалу Куинлон просит предсказать его судьбу. Вообще линия Таны в сценарии отсутствовала, но Уэллс лично позвонил Марлен и попросил ее сыграть загадочную хозяйку публичного дома, то ли цыганку, то ли мексиканку – сразу и не разберешь.

Дитрих была без ума от творчества Орсона, поэтому согласилась без малейших раздумий. Хоть ей и пришлось надеть непривычный черный парик, чтобы лучше соответствовать образу (принадлежал он, кстати, другой легенде – Элизабет Тейлор). Марлен участвовала в съемках на протяжении одного вечера, но позднее она напишет в своей автобиографии, что нигде и никогда не работала столь самозабвенно. И ни разу не произносила реплики с таким вдохновением, как последнюю фразу – эпитафию Куинлану: «Он был человеком, каких мало. А что мы скажем о нем – кого это волнует?»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: